Ситуация с коронавирусом: текущий статус по всем странам мира
Проверить
Ситуация с коронавирусом: текущий статус по всем странам мира
Проверить
По Европе на трамвае: города, где точно стоит прокатиться

По Европе на трамвае: города, где точно стоит прокатиться

Трамвайное сообщение в Европе переживает настоящий бум. Там, где однажды от трамвая отказались, его возродили и стали активно развивать. Так произошло, например, в Ницце, Палермо и Мадриде. Трамвайные сети стали строить и там, где их никогда не было: Лондон обзавёлся трамваем в 2000 году, в Афинах первые вагоны забегали в 2004-м.

Думаю, не за горами время, когда появится ещё больше необычных маршрутов и туристы будут выстраиваться в очередь, скажем, на летающий трамвай. А пока и на земле есть на чём прокатиться, чтобы получить особые впечатления. Где же ходит самый длинный в мире трамвай, где — бесплатный, а в каком можно наесться сырного фондю?

Елизавета Бирюкова
11,5 тыс.
8 минут чтения

Лиссабон: трамвай старинный

  • Маршрут: Martim Moniz — Campo Ourique.
  • Цена билета: 3 € (≈ 212 руб.) у водителя, 1,5 € (≈ 106 руб.) по проездному.
  • Где садиться: на Martim Moniz или Campo Ourique.

В столице Португалии шесть городских маршрутов, представленных как большими современными вагонами, так и старинными «таратайками». В ином городе эти цветные трамвайчики с тесным салоном и жёсткими сиденьями давно бы отправились в утиль или служили экспонатами в историческом музее. Но в Лиссабоне они лихо проносятся по чрезвычайно узким улочкам, совершая круг почёта по колоритному туристическому маршруту.

Со скрипом и грохотом проезжая буквально вплотную к стенам домов и веренице припаркованных автомобилей, они везут галдящую толпу, состоящую из туристов вперемешку с лиссабонцами. И если для последних это способ избежать утомительных пеших подъёмов и спусков, то для путешественников — забавный аттракцион и must-have экскурсионной программы.

Сувенирные лавки Лиссабона пестрят открытками и магнитами с изображением такого маленького жёлтого трамвайчика. Крепко зацепившись дугой за провода, он упорно ползёт вверх по крутой улице. Это визитная карточка города — трамвай номер 28.

Днём он ходит часто: с интервалом в восемь-девять минут, поздним вечером — всего лишь три-пять раз в час. Но именно в это время значительно выше шанс избежать огромных очередей на посадку и проехаться сидя. Чтобы гарантированно попасть в эту «коробчонку», лучше всего отправляться на начальную или конечную станцию: на других, заполненная до отказа, она может и не остановиться.

Разглядывая цветастые улицы из трамвайных окон, нужно внимательно смотреть и за своими вещами: не исключено, что где-то в этой разношёрстной, радостно улюлюкающей толпе затесались опытные карманники. Но это, пожалуй, единственный недостаток поездки. Всё остальное: шум, гвалт, резкие торможения, нависающие на подножках пьянчужки (и такое бывает, видела) — расценивается как неотъемлемое веселье и незабываемый колорит Лиссабона.

Посмотреть отели в Лиссабоне

Будапешт: трамвай двусторонний

  • Маршрут: Jászai Mari tér – Közvágóhíd.
  • Цена билета: 350 форинтов (≈ 75 руб.).
  • Где садиться: на любой остановке на берегу Дуная.

Ещё один жёлтый трамвай с туристических открыток — будапештский, с цифрой 2 на лбу. Справедливости ради скажу, что не только этот маршрут представляет интерес в венгерской столице. Вся трамвайная сеть уникальна: одна из крупнейших в мире, она пользуется даже большей популярностью, чем местное метро.

Трамваев много не бывает

Подумать только: почти 40 маршрутов! Катайся не хочу, особенно если купить Budapest Card. Здесь можно увидеть и самые длинные в мире трамваи — 54-метровые «Сименсы», и красивые испанские CAF, и уже пожилые, но по-прежнему бодрые венгерские Ganz — как раз такие и красуются на местных сувенирах.

Когда в первый раз встречаешь местный трамвай, может случиться маленький взрыв мозга: почему он едет задом наперёд? Спокойствие! Едет он совершенно нормально, просто двери расположены по обеим сторонам, а водительских кабин две: спереди и сзади. Этакий Тянитолкай: ему совершенно всё равно, в какую сторону идти, а на конечной можно обходиться без разворотных колец.

Итак, наиболее популярный у туристов маршрут — номер 2. Он курсирует между станциями Közvágóhíd и Jászai Mari Ter, выходит на рейс в 4:40 и закругляется только после полуночи. За 20-минутную поездку вдоль Дуная можно окинуть взглядом главные достопримечательности города, включая Парламент, мосты Эржебет, Свободы и Цепной, башни Рыбацкого бастиона и отель Gellert.

Ты скажешь, что всё это лучше рассматривать во время долгой пешей прогулки? Всё именно так! Но, уютно устроившись у окна трамвая № 2, так приятно «отполировать» свои впечатления и дать наконец терпеливым ногам немного отдохнуть. Если же окажешься в Будапеште в рождественскую пору, тебе можно искренне позавидовать: венгерские трамваи одеваются в праздничную иллюминацию — и это сказочно красиво!

Посмотреть отели в Будапеште

Прага: трамвай ностальгический, привилегированный

  • Маршрут: Královka — Zvonařka.
  • Цена билета: 24 кроны (≈ 65 руб.) на 30 минут, 32 кроны (≈ 87 руб.) на 90 минут.
  • Где садиться: на любой остановке маршрута.

Если ты не поездил на пражском трамвае, считай, не был в Праге. Ладно-ладно, был, но не узнал её до конца. Трамвай — гордость чешской столицы, и он имеет абсолютное преимущество на дороге — даже перед пешеходами! Но такое положение вполне заслуженно: по Праге ездят 35 маршрутов. Кстати, девять из них выходят на линию поздно вечером и курсируют всю ночь. Так что смело можно гулять допоздна, не переживая, что в ночи придётся вызывать такси.

Вагонов в трамвайном парке Праге без малого тысяча! Львиную долю занимают «Татры» разных модификаций: модернизированные и потому вполне комфортные. А на специальном ностальгическом маршруте № 23, запущенном в марте 2017-го, все 18 трамваев — старые добрые Tatra T3, оформленные в стиле ретро.

Сидя в этих милых, лупоглазых трамваях из детства, можно любоваться Пражским Градом, Национальным театром и другими достопримечательностями эклектичной красотки Праги — маршрут проходит по историческому центру. Tatra T3 с табличкой «23» выходят на линию с 8:30 утра до 7 вечера: в будние дни с интервалом в полчаса, по выходным в туристический сезон — через каждые 15 минут.

Предъявите «ездынку»!

Главное — не забыть купить проездной — «ездынку» — и прокомпостировать её при входе в трамвай. Автоматы по продаже билетов есть на каждой остановке: даже если забыл купить его заранее, это можно сделать перед посадкой. Ну а если есть симка местного оператора, разовый билет можно купить по СМС.

У пражских трамваев удобное и понятное расписание, они ходят минута в минуту и довольно часто. Рекомендую скачать DPP Info — мобильное приложение всего общественного транспорта Праги. С его помощью можно узнать, как добраться до нужной остановки, сколько это будет стоить и какое время займёт дорога.

Посмотреть отели в Праге

Грац: трамвай бесплатный

  • Маршрут: между остановками Südtiroler Platz, Kaiser-Josef-Platz, Südtiroler Platz, Dietrichsteinplatz, Schlossbergplatz, Finanzamt, Dietrichsteinplatz, Jakominiplatz.
  • Цена билета: бесплатно; вне бесплатной зоны — от 2,5 €.
  • Где садиться: на остановках со специальными наклейками.

Невозможно представить Австрию без штруделя, ещё труднее — без зелёного трамвая в Граце — втором по величине городе страны. Трамвай здесь — основной вид транспорта. Местные власти и жители так ценят его историю, что тут даже есть Музей трамваев. Здесь представлены четыре десятка исторических вагонов, самый старый из них — 1873 года выпуска!

Фото: Aron M / Shutterstock.com

По праздникам некоторые экспонаты тематически украшаются и выводятся на улицы. На исторических вагонах совершаются заранее запланированные туры, летом по выходным устраиваются бесплатные экскурсии. Современный же подвижной состав представлен разными моделями: есть и «семидесятники», и низкопольные Bombardier.

Посмотреть отели в Граце

Как это бесплатно?

В исторической части города (Altstadt), между Jakominiplatz и Hauptplatz есть особая транспортная зона, в пределах которой поездки не тарифицируются. Остановки, которые входят в эту зону, помечены специальными стикерами. Кататься бесплатно можно круглый год, в любой день недели и в любое время дня. Грац — первый европейский город, где применена такая инициатива. Она была введена властями совместно с Ассоциацией туризма. Её цель — повышение привлекательности исторического центра для туристов и местных жителей.

Цюрих: трамвай элитный, гастрономический

  • Маршрут: исторический центр.
  • Цена билета: 85—95 франков (≈ 5500—6150 руб.).
  • Где садиться: а площади Bellevue.

Желаешь прокатиться на «Пони», «Кобре» или вообще на «Слепой корове»? Тогда тебе срочно нужно в Цюрих. Именно так называются трамвайные вагоны, курсирующие по улицам самого крупного швейцарского города. Трамвай здесь — главный общественный транспорт, он перевозит две трети всего пассажиропотока и способен доставить туриста куда угодно, даже привезти из аэропорта.

Не против выложить от 85 до 95 франков (≈5500–6150 ₽) за поездку на трамвае и совместить её с изысканным ужином? Тогда выбирай, что больше по душе: горячее сырное фондю, изысканный ароматный хамон и прошутто или фирменные блюда национальной кухни кантона Тичино. 

Фото: Devansh587 / Shutterstock.com (слева) и PixHound / Shutterstock.com (справа)

С середины июня по середину сентября на рейс выходит Welt der Schinken Tram, с сентября по конец ноября — Ticino-Tram, а с ноября по февраль за вечернюю романтику отвечает Fonduetram. Места за столиками трамвая-ресторана продаются заранее, и уже сейчас можно, например, сделать себе новогодний подарок. Учти, что алкоголь в стоимость поездки не включен, а меню (как и рассказы о городских достопримечательностях) здесь только на немецком языке. И конечно, не опаздывай: трамвай отправляется от площади минута в минуту – ведь в Цюрихе все работает как швейцарские часы.

Посмотреть отели в Цюрихе

Бюджетный вариант

Если же 85 франков за поездку считаешь расточительством, покупай обычный билет (от 2,7 франков, или 180 ₽) — и прокатись на простом трамвае по центру Банхофштрассе (одной из самых дорогих в мире торговых улиц) или через четырехкилометровый тоннель, где трамвайное движение вдруг становится левосторонним. Этот туннель был построен ещё в 1971 году, когда власти Цюриха планировали одарить город метрополитеном. Но простым гражданам это нововведение было не по нраву — и они единодушно отклонили его в ходе референдума. Так Цюрих остался без метро, но приобрёл вот такую интересную особенность. Тоннель находится между остановками Schwamendingerplatz и Milchbuck.

Бильбао: трамвай зелёный

  • Маршрут: Atxuri La Casilla.
  • Цена билета: 1,5 € (≈ 106 руб.).
  • Где садиться: на любой остановке.

Если ты уже наездился на уличных эскалаторах в Барселоне, поплавал на лодочке по севильской площади Испании и проехался над Мадридом на фуникулёре, самое время прокатиться на удивительном трамвае в северной жемчужине Испании — городе Бильбао.

Фото: Jon Chica / Shutterstock.com

Его трамвайная сеть — одна из самых новых в Европе: работает с 2002 года. Здесь единственная 4,4-километровая линия и маршрут всего один — с 14 остановками. Зато какой: впечатлений, пардон за каламбур, — вагон! Трамвай идёт вдоль реки, и из его окон видны главные достопримечательности города, включая причудливый серебристый цветок Музея Гуггенхайма и пронзающую небо башню Iberdola.

В чём же особенность трамваев Бильбао? Во-первых, здесь ездят вагоны, которые выпускаются исключительно местной компанией. Да, это CAF, которая производит трамваи для Будапешта, но для себя бискайская компания делает особенные, не похожие ни на какие другие вагоны. И кстати, они тоже двусторонние. Во-вторых, местами рельсы проложены прямо по зелёным газонам, которые футуристичные утюги бискайского трамвая гладят очень мягко и аккуратно.

Посмотреть отели в Бильбао

Фото: clemente lasala / Shutterstock.com (слева) и jose maria luis / Shutterstock.com (справа)


Итак, трамваи в Европе пользуются не только популярностью, но и большим уважением. Их изображают на открытках, в честь них открывают музеи, им уступают дорогу пешеходы… Для местных жителей и бывалых путешественников красивый и комфортный трамвай давно стал привычным транспортом. Но иногда поездка на нём способна впечатлить и стать настоящим туристическим развлечением!

Хочу кататься!

Подпишись на горячие новинки блога!
Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.
Посмотреть на эти чудесные письма
Электронная почта
Ошибка на сервере. Не удалось отправить ваши данные. Пожалуйста, попробуйте еще раз!
Спасибо
Мы уже отправили вам письмо. Проверьте, пожалуйста!
Тэги: маршруты, развлечения
В начало статьи
11,5 тыс.
8 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться Поделиться
Ситуация с коронавирусом: текущий статус по всем странам мира
Проверить