В длинном списке самопровозглашённых держав Княжество Хатт-Ривер занимает особое место, ибо и по сей день является самым прибыльным микрогосударством в мире.
Княжество представляет собой фермерское хозяйство в Западной Австралии, основателем и управленцем которого вот уже более сорока лет остаётся Его Королевское Высочество Принц Леонард Первый Хаттский. Он же 87-летний Леонард Джордж Кэсли (Leonard George Casley), который родился 28 августа 1925 года.
Principality of Hutt River расположено в 517 км к северу от Перта, вдоль реки Хатт в районе города Нортгемптон (Northampton). Мини-страна занимает площадь в 75 квадратных километров и состоит из живописных сельскохозяйственных угодий. Высушенные солнцем золотисто-жёлтые пшеничные долины сменяет красивейший природный ландшафт с зелёными холмами и тысячами полевых цветов. Всего здесь около тридцати постоянно проживающих местных жителей и порядка четырнадцати тысяч обладателей паспортов княжества за его пределами.
На фоне необъятной России, занимающей 1/6 суши, территория в 75 км² подобна мизерной точке на карте. Зато по меркам соседних государств Океании, Хатт-Ривер располагает очень даже приличным метражом.
Провинция Хатт-Ривер была создана 21 апреля 1970 года… Но началось всё годом ранее, в далёком 1969-ом, когда правительство континента, озабоченное перепроизводством пшеницы, ввело разорительные квоты на зерновые культуры, что поставило бо́льшую часть ферм под угрозу банкротства. Так будущий Князь Леонард I и его без пяти минут августейшее семейство, оказались перед фактом, что, обладая 4000 гектарами земли, по закону они могут продавать урожай лишь с 40 гектаров. Объединившись с соседями в лице четырёх дружественных семей, Кэсли подал протест губернатору от имени всей честно́й компании. Вскоре был получен ответ, извещавший о том, что квота пересматриваться не будет.
Чтобы избежать разорения, отважный землевладелец и его соратники отправляют кипу писем в различные правительственные и административные органы, в попытках обжаловать это решение.
Правительство отозвалось, предложив в парламент законопроект, по которому все пять ферм могут быть силой выкуплены у владельцев за номинальную стоимость. Фермеры опротестовали и этот законопроект, и в очередной раз получили отказ со стороны властей.
Вот так-то и зародились сепаратистские настроения!
Будучи интеллектуалом и смельчаком, Кэсли нашёл более чем оригинальный выход из затянувшихся переговоров с правительством. Отделившись от Австралии и заявив о своей независимости, бунтарь нарёк новоиспечённое государство Провинцией Хатт-Ривер. Так появилась микронация, состоящая из членов пяти обиженных семей и их земельных участков. Когда же власти решили арестовать непокорного сепаратиста, ему пришлось объявить себя Его Величеством Принцем Леонардом I.
Опираясь на тот факт, что Австралийский Союз до сих пор находится в статусе доминиона Британской империи, Кэсли обратился за поддержкой к Её Величеству Королеве Английской. В качестве главного аргумента он привёл никем не отменённый старинный закон от 1495 года о неприкосновенности монархов. По этому закону, всякий, кто посмеет лишить власти новоявленного князя, будет назван предателем британской короны и осуждён по действующим статьям Великобритании. Также князь пояснил, что остаётся верным подданным королевы Елизаветы II.
В связи с тем, что правительство Австралии так и не удосужилось опротестовать независимость Хатт-Ривера (на рассмотрение такого рода заявлений закон отводит два года), легальность действий Кэсли была подтверждена де-факто. В результате, 21 апреля 1972 года миниатюрная провинция получила автономию.
Само собой, Австралия не признала это квазигосударство. Впрочем, и штат «Западная Австралия» никогда официально не признавался Великобританией, что не мешает ему на законных основаниях входить в состав Австралии. Вот так всё запутано в этой истории.
И всё же правительство континента, которому Леонард I утёр нос, не упустило возможности хоть мелко, но отыграться. В 1976 году государственная почта отказалась доставлять в Хатт-Ривер корреспонденцию, которая, в свою очередь, была перенаправлена круговым путём через Канаду. Затем налоговое ведомство обложило пошлинами все товары, поступавшие в провинцию. Но и на этот раз бескомпромиссный монарх оказался непреклонен. Не долго думая и не размениваясь по мелочам, зимой 77-го года опальное королевство, невзирая на отсутствие армии, объявило Австралии войну.
Далее прецедент получил совершенно фантастическое развитие. Стремясь избежать позора в глазах мировой общественности, Австралия по сути сдалась. Восстановив почтовое сообщение, правительство континента признало проживающих на ферме налоговыми нерезидентами, тем самым освободив население от всех пошлин. Официально микространу классифицировали как «налогонеоблагаемое частное предприятие, ведущее деятельность под названием «провинция Хатт-Ривер». Против такого решения «совет жильцов» провинции не возражал.
С тех пор австралийские правительственные ведомства не вмешиваются в дела Хатт-Ривера. А на все ироничные высказывания о скоротечности существования микронаций, принц Леонард гордо парирует:
«К вашему сведению, мы старейшая микронация на территории Австралии, и мы всё ещё здесь!»
Не забывает он также рассказать и о своём официальном визите в Ватикан. Ну, а после таких аргументов оппоненты обычно смиренно умолкают — при таких раскладах возразить уже нечего!
В декабре 2006 года Леонард Кэсли изменил название своего государства на «Княжество Хатт-Ривер» (Principality of Hutt River), отказавшись от слова «провинция».
И вот уже более сорока лет бывший математик и физик, а ныне Принц Леонард остаётся главой государства. Его жена Ширли (в девичестве Shirley Butler) носит титул «Её Королевское Высочество Принцесса Ширли Хаттская, Кавалерственная Дама Розы Шарона». У пары семь взрослых детей. Старший — Ян Кэсли (1947 года рождения) назначен наследным принцем, а также премьер-министром княжества. Сам же Ян утверждает, что использование звания является чисто практическим, поскольку это необходимо для юридических целей, и никаким образом не возвышает его над остальными братьями и сёстрами.
Сегодня Хатт-Ривер является крупной региональным туристической достопримечательностью. Теперь никто и ничто не мешает княжеству жить по собственным законам.
Здесь имеется своя конституция, валюта (местные доллары), выпускаются почтовые марки, выдаются и отбираются водительские лицензии и номерные знаки, издаётся газета и регистрируются юридические лица. Официальными языками являются английский, французский и эсперанто.
День выхода из состава Австралии объявлен Национальным Праздником и отмечается ежегодно 21 апреля. У мини-страны есть свой девиз: «Dum spiro spero» (Пока дышу, надеюсь) и гимн с неоднозначным названием: It’s a Hard Land (Это трудная страна).
Основной доход княжество получает за счёт обслуживания туристов (каждый год здесь бывает от тридцати до сорока тысяч гостей), а также торговли почётным гражданством, коллекционными монетами и другой сувенирной продукцией. Помимо этого, немалый доход приносит экспорт полевых цветов и сельскохозяйственной продукции.
В свободное от монарших обязанностей и приёма туристов время, Принц Леонард пишет учебники математики для школ и строит планы о том, чтобы построить на территории Хатт-Ривера настоящий университет.
Как у любого достойного государства, в летописи Хатт-Ривера есть своя тёмная история, связанная с попыткой смены власти и организации переворота.
Главный фигурант этого загадочного дела — так называемый «принц-регент». Он же — некий Кевин Гейл Хаттский (Kevin Gale), который стал коммерческим директором княжества в начале 80-х годов.
Этот харизматичный персонаж был родом из Квинсленда, что находится на северо-востоке материковой части Австралии. Получив столь ответственную должность, господин Гейл в поте лица трудился на благо молодой страны и себя любимого, ибо обладал выдающимся коммерческим чутьём и недюжей меркантильностью.
Он наладил подпольный сбыт местных монет и марок, увеличив их тиражи до запредельных объёмов. Также без зазрения совести «великий комбинатор» приторговывал налево и направо паспортами и дворянскими титулами Хатт-Ривера.
В жаркие экономические дни конца 80-х — начала 90-х годов Гейл активно проворачивал махинации, руководя процессом со своей базы в Квинсленде. Но, спекулируя во славу провинции Хатт-Ривер, он действовал без одобрения Принца Леонарда I.
Дальнейшие события и вовсе туманны. В 1995 году Кевин неожиданно умер. Тут же поползли слухи, что он и его соратники планировали государственный переворот. Некоторые даже поговаривали о существовании тайного плана переноса провинции на один из островов в Тихом океане.
Кевин Гейл был посмертно объявлен предателем, а все титулы и звания, присвоенные им, были отменены. За давностью лет, уже сам чёрт не разберёт, как всё происходило на самом деле. Возможность докопаться до истины осложняет и то, что эти события не включены в официальную историю Хатт-Ривера, да и Принц Леонард I наотрез отказывается что-либо комментировать.
За последние несколько десятилетий по всему миру неоднократно всплывали грязные истории, связанные с паспортами микронаций. Возможно, именно по этой причине Евросоюз с 2008 года отказался ставить визы в паспортах граждан княжества Хатт-Ривер. А на сайте австралийского налогового управления появилось предупреждение для зарубежных инвесторов о потенциальных рисках в случае ведения бизнеса с компаниями Хатт-Ривера.
Впрочем, это ничуть не препятствует процветанию детища Принца Леонарда. К тому же не все на нашей планете столь щепетильны. Гонконг, к примеру, хоть и не признаёт Хатт-Ривер как страну, но вполне допускает ведение дел и возможность осуществлять слияние компаний на территории самопровозглашённого королевства.
Князь Леонард I не только интеллектуал и провокатор, но и большой эстет. Свои владения он любит объезжать на стареньком Роллс-Ройсе. Кроме того монарх активно ратует за охрану природы, а разные уголки его поместья имеют до неприличия романтические названия: Озеро Начала, Озеро Безмятежности, Ущелье Дикого Кабана, Гора Отделения…
Что же касается столицы княжества, то она носит имя Наин (Nain) в честь одноимённого города в Древней Галилее. Именно здесь каждое утро принц поднимает флаг своей необычной страны. Тут же разместились главные административные и государственные здания (в числе которых бюро выдачи виз), а также многочисленные скромные, но уютные апартаменты для иностранных туристов.
Глава семейства Кэсли всячески старается поддерживать современное искусство. Он собрал весьма внушительную и крайне неоднозначную коллекцию художественных работ и статуй. А первое, что видят гости по приезду — полутораметровый монумент, изображающий улыбающуюся голову Его Королевского Высочества Принца Леонарда I.
И сколько бы ни пытался Австралийский Союз делать вид, что знать не знает о существовании Хатт-Ривера, его монарха и всех прочих обитателей, но неопровержимые факты утверждают обратное. Ведь даже в Национальном Музее Австралии есть экспозиция на тему «Разделение Страны», где находится стенд, посвящённый маленькому и смелому княжеству. Табличка на том стенде гласит, что «Леонард Кэсли успешно отделился от Австралии».
Отмечая сороковую годовщину своей независимости, Княжество Хатт-Ривер отчеканило на собственном монетном дворе памятную монету номиналом аж в тридцать долларов с изображением портрета главы государства и знаком созвездия девы.
Леонард Кэсли по праву считается отцом-основателем и идейным вдохновителем микросепаратистского движения, в котором принимают участие десятки микронаций по всему миру. Принц Леонард I с удовольствием рассказывает о своих успехах и достижениях, а также делится богатым опытом, которого у него хоть отбавляй.
Координаты:
Principality of Hutt River
28°4′28″S 114°28′14.5″E
www.principality-hutt-river.com
соавтор текста Sasha Plastinkin