Гастрономия – одно из моих увлечений. Визиты в звездные рестораны или к перспективным шефам я расцениваю как способ лучше познакомиться с местной культурой и расширить кругозор. Для меня это такой же момент саморазвития как и визиты в музеи, на концерты или чтение книг. Именно с книг и начинается выбор ресторана: без консультации с ресторанным гидом Michelin рестораны я не бронирую. Michelin – это придуманная производителями шин братьями Мишлен система оценки ресторанов (кстати, подробно об этом тиде писала когда-то Маша Титова). В справочник, издающийся в большинстве европейских стран и за океаном, ежегодно включаются лучшие заведения, а удобная система оценки позволяет сделать достаточно точный выбор. Гиды продаются в книжных магазинах, вся та же информация доступна и на сайте. Кроме прославленных звездных ресторанов в гиде упомянуты и просто хорошие и более доступные заведения.
Альтернатива гиду Michelin – гид Zagat, второй ресурс, который помогает мне в выборе. Если для Michelin оценки ставят критики, то баллы в Zagat формируются на основе отзывов клиентов. Zagat особенно удобен для США, где Michelin до сих по не издается, но я также использую этот гид в Лондоне или в Париже. На сайте zagat.com за небольшую плату можно получить доступ к содержащейся в печатных гидах информации.
На месте я стараюсь покупать локальные издания как деловых газет (особенно интересны субботние выпуски или те, где есть специальные ресторанные полосы), так и журналов. Особенно ценю Time Out, где обычно присутствуют реклама или аннотации самых актуальных ресторанов в городе, до которых критики Michelin еще не добрались.
Ресурсом tripadvisor.com я пользуюсь с осторожностью: слишком усредненными получаются выставленные там оценки. Практически бесполезен этот сайт при выборе ресторанов для fine dining, но в поиске более простых мест и его советы могут оказаться дельными.
Если под рукой нет ничего из вышеперечисленного, то я обычно заглядываю в путеводители Lonely Planet, с которыми я путешествую уже не первый год. Мой опыт показывает, что отмеченные в нем места почти всегда отличаются хорошим соотношением цены и качества и зачастую дублируют лучшие заведения, упомянутые в крупных ресторанных гидах.
Когда я готовлюсь к поездке, я стараюсь узнать как можно больше о гастрономии той страны, куда я еду. Это не только помогает понять культуру страны, но и позволяет сделать осознанный выбор как ресторана, так и конкретного блюда. Заведения, в меню которых есть самые известные блюда и вина страны, чаще всего оказываются низкого качества и ориентированными на туристов. Приведу пример. Кухня Италии, впрочем, как и Франции, и Испании, и Португалии, сильно отличается от региона к региону. Поэтому если в меню ресторана в Венеции я увижу совсем не принадлежащие региону Венето лазанью, пиццу и кьянти, то я вряд ли зайду сюда – это 100% ресторан для туристов. Нет, он может быть не так уж и плох, но скорее всего цены в нем выше, а качество еды ниже, чем в том месте, которое ориентированно на местных.
Точно также я всегда избегаю мест, предлагающих комплексные обеды или туристические меню. Избегаю также ресторанов, работающих целый день, особенно в странах вроде Италии и Испании, где чтут послеобеденный отдых. Рестораны в Европе открыты, как правило, несколько часов в день, в обед и во время ужина. Ресторан, стоящий открытым с утра и до позднего вечера рассчитан, скорее всего, именно на приезжих, которые вряд ли зайдут сюда еще раз. Поэтому и готовят, скорее всего, в таком месте весьма средне. Чаще всего такие заведения расположены в самых туристических точках города. Подобным образом расположенных ресторанов и кафе я также стараюсь избегать.
Подбирая место для обеда или ужина, я обращаю внимание на наклейки на дверях ресторана и выставленное рядом с ним меню. Меню на множестве европейских языков – знак ресторана, ориентированного на туристов. Меню на языке страны без перевода или с переводом на английский – хороший знак. Всегда бросаются в глаза круглые красные наклейки Мишлен на дверях или знаки других гидов. Хороший знак – наличие на двери наклейки, указывающей на то, что заведение состоит в обществе локальных производителей или входит в гастрономическое движение, например, как Slow Food в Италии.
И, конечно же, я всегда смотрю на то, есть ли в ресторане гости или нет. Не всегда отсутствие их говорит о низком уровне заведения, точно также как не всегда в полном ресторане хорошо кормят, но в некоторой степени наличие гостей — это знак качества. Правда, всегда стоит учитывать, в какие часы местные приходят на обед или ужин, а то может оказаться, что прошел мимо первоклассного заведения, стоящего пустым из-за того, что время ужина для местных еще не наступило.
Подводя итоги, хочу напомнить, что, выбрав заведение, стоит по возможности сразу же забронировать на нужное время стол, в особенности если речь идет про такие популярные города как Рим, Лондон или Париж или же если вы собираетесь в ресторан, имеющий высокие оценки критиков. Нет ничего обиднее, чем пару недель или дней предвкушать знакомство с новым местом, а в день визита выяснить, что свободных мест нет.