Поезда, поезда…
В юности я простывала на третьей полке ледяного общего вагона и клянчила у проводницы не положенное бедным студенткам одеяло. На третьем курсе универа обвязывала полвагона восьмерками из 60-ти метровой бухты статики, коротая двое суток в пути до старта похода. В каком-то августе перевозила с юга на Урал два килограмма вяленой воблы, старательно завернутой в жизненной необходимое в нашем климате теплое пальто — разумеется, в плацкарте. Я убегала от тараканов в фирменном поезде и поспешно переезжала в другой вагон — молча, потому что начальник поезда не мог переселить всех и просил не рассказывать соседям про незваных попутчиков.
Начав путешествовать по хваленым немецким железным дорогам, я спокойно выходила на станции, отличающийся всего лишь парой сложнопроизносимых звуков от моей — в 200 км от забронированной гостиницы. В Берне я осталась стоять на платформе с двумя загруженными под завязку велосипедами, наблюдая, как спутник зашел в вагон уточнить направление и уехал прочь от меня с удивленным лицом. Я ездила в поезде со сломанным позвоночником и с надеждой чудом не свалиться с нижней полки на крутых виражах — здравствуй, столик, вот мы и встретились!
А сколько раз меня с велосипедом по дороге в родной велопарк проклинали и еще будут проклинать пенсионеры с тележками помидоров в тамбуре электрички «Екатеринбург — Исеть», я даже считать не хочу.
В общем, нам с поездами есть что вспомнить и рассказать.
Покупай билеты в последний момент
Тогда заветное место на боковушке у туалета точно достанется тебе! Серьезно, ну кто придумал брать билеты за 45-60-90 дней — невозможно же так скрупулезно планировать жизнь. Будь непредсказуем, как новые визовые правила, и дерись с вечно зависающим приложением за последнее место в вагоне вместе с толпой таких же открытых миру попутчиков.
Если едешь на электричке, приезжай на станцию за пару минут до отправления поезда и изо всех сил расталкивай людей в кассе и на перроне. Помни, заранее приезжают и спокойно покупают билет в терминале только неуверенные в себе пассажиры.
Два билета за 40 минут
В Карелии на станции Элисенваара мы сорок минут пытались купить два из трех последних мест на «Ласточку» до Выборга. Кассы на маленькой станции не было, постоянно пропадала сеть, заканчивалась зарядка у смартфона, облака мешали работе солнечной батареи, а невозмутимое приложение ни в какую не хотело оформлять билеты. В процессе мы сварили быстросуп на остатках газа и морально приготовились ночевать в палатке у ж/д путей вместо забронированной в городе гостинице. В итоге потратили 40 минут и чудом таки купили билеты.
Не бери билет на ретропоезд
Только представь себе: атмосфера неторопливого и пока еще благополучного XIX века, кокетливо изогнутые ножки кресел и бархатная обивка диванов, кринолины и шляпки (ладно, без последних двух), клубы настоящего дыма из трубы и проводники в аутентичных костюмах позапрошлого столетия. Это не сон или фантазия, а вполне себе реальные ретропоезда, оформленные в стилистике ушедших времен. Они даже ездят на паровозной тяге, все как положено — вспомни Ильфа и Петрова с классическим «из трубы паровоза валит дым».
Таких поездов по России ходит несколько, один из самых популярных — «Рускеальский экспресс», который возит туристов от Сортавалы до горного парка Рускеала (отдельно о нём читай здесь). Стоимость билета за чуть более чем часовую поездку начинается от 353 руб.
Ещё один интересный вариант путешествия во времени с замечательными видами — однодневная поездка по Кругобайкальской железной дороге от Иркутска до порта Байкал. Кроме легендарного озера, увидишь старинные тоннели, виадуки, мосты и каменные стенки, также в стоимость тура (от 5000 руб.) входят экскурсии по станциям и архитектурным комплексам дороги.
Радует, что помимо ориентированных на иностранных туристов грандиозных ретро-маршрутов, таких, как «Императорская Россия» от Москвы до Владивостока, в регионах разрабатывают свои маршруты выходного дня. В такой тур обычно входят билеты на паровоз, экскурсии и питание. В Свердловской области запустили «Императорский маршрут» от Екатеринбурга до Алапаевска (от 2 690 руб.) с посещением музеев «Напольная школа», дома композитора Петра Чайковского и мужского монастыря. А на маршруте «Бологое — Осташков» (билет от 300 руб.) можно осмотреть сохранивший атмосферу XIX века музейный комплекс на станции «Куженкино».
Так вот, ни в коем случае не бери билет на ретропоезд. Помни: вагон — не роскошь и не способ познания мира, а средство передвижения. Только хардкорд — вместо увлекательного путешествия даешь плацкарт из Санкт-Петербурга до Омска! Боковушку…
Откажись от трейнспоттинга
Твоему смартфону и соцсетям точно не нужны потрясающие фотографии поездов в клубах дыма на фоне ярких осенних пейзажей; элегантно поворачивающих на виадуках серебристо-черных змей вагонов и стремительных «Ласточек» и «Сапсанов». Скорость и мощь, разнообразие моделей и точек съемки, восторг от удачного снимка, старинные мосты и потрясающие арки, новые друзья и куча неизведанных мест — все это вмещает в себя трейнспоттинг, то есть отслеживание и съемка поездов.
Оставь новомодное увлечение бездельникам, у тебя есть дела поважнее, чем пытаться поймать в объектив опаздывающий локомотив или гоняться по всему миру за уникальным тематическими поездами — или просто за красавцем «Ледниковым экспрессом», что ходит из Санкт-Морица в Церматт по одной из красивейших в мире железнодорожных веток.
И не вспоминай про старейший в России калужский каменный виадук в стиле классицизма, старинные красноуфимские виадуки в Свердловской области и музей паровозов «Кукушка» в Ярославской, где можно прокатиться на настоящей ручной дрезине и сделать множество атмосферных фото.
Запасись ароматной едой: «курица, курица, курица!»
Что за дальняя поездка без вкусной еды! Душистая жареная курочка, распространяющие весть о себе за десяток метров чебуреки или беляшики, обязательный запас доширака и пюре быстрого приготовления — вот твои верные спутники в поездке. Вагон-ресторан — наваждение от лукавого, зато прикупить на остановке вяленой тараньки или малосольных огурчиков — дело, освященное многолетней традицией.
И не важно, что в оформленном в стиле салона XIX века вагоне-ресторане «Рускеальского экспресса» играет живая музыка — да, настоящее фортепиано! — и подают блюда карельской кухни, аутентичные пирожки-калитки с картофелем и форелью, малиновый взвар да фирменное мороженое. Все равно двухдневной давности курица в любом виде — вареная, жареная или гриль — вкуснее, недаром ей так наслаждался великий комбинатор Остап Бендер по пути на смычку рельсов Восточной Магистрали.
Возьми с собой максимум турснаряжения
Мали ли, что произойдет в пути — вдруг придется вплавь пересекать Байкал или неделю жить в лесу? Нужно быть готовым ко всему! Байдарка прекрасно укладывается на третью полку, велосипед поставь в проходе и обязательно пристегни тросиком поперек прохода, чтобы не украли. Сопревшую после предыдущего похода палатку будет удобно разложить сушить прямо в купе, а на удочки можно поймать жареный пирожок на остановке в Кирове.
Устройте с компанией друзей командные старты, например, по скоростному траверсу вагонных полок, и обязательно привлеките к игре всех пассажиров. Особенно немного встряски необходимы мирно посапывающим товарищам и только что угомонившимся детям.
Выйди на случайной станции
Устрой себе приключение и шагни в неизвестность прямо с подножки поезда — без плана, броней, заказанного трансфера и поддержки семьи. Для развития навыков переговорщика и выживальщика лучше всего подойдет самый глухой час ночи и затерянный среди лесов или полей мрачный полустанок. Оставь семью спокойно спать, для полноты погружения смартфон положи под подушку старшему ребенку и оправляйся в темноту с легким сердцем и пустыми карманами.
Возьми пример с классиков и напиши второй половинке записку. Вот, например, что начертал жене Лев Толстой, навсегда покидая в октябре 1910 года усадьбу Ясная поляна: «…не езди за мной, если и узнаешь, где я». А на железнодорожной станции «Астапово», где завершилось последнее путешествие Льва Николаевича, сейчас устроен мемориальный музей памяти писателя. Стоимость билета — 80 руб., экскурсия для групп от 1 до 7 человек — 700 руб.
Или вообще не выходи на остановках
Даже если поезд стоит два часа в Казани, возле деревянно-резной станции Шуи, на берегу Байкала или на красноярском вокзале-дворце, а проводник предлагает провести экскурсию по уникальному зданию вокзала в стиле конструктивизма. Тогда ты точно не сможешь познакомиться с железнодорожным бытом прошлых эпох, посетить историческую экспозицию, заглянуть в казенные винные склады в Шуе или полюбоваться зданием станции Слюдянка из нешлифованного розового и белого байкальского мрамора.
Не меня привычной обстановки и не покидай вагон, чтобы не попасть под очарование притягательно-неизвестного мира! Задрай шторки или сделай из простыни и одеяла домик, попроси проводницу подать тебе чай и обживай уютный и безопасный мирок. Пусть за окном пролетаю чудеса, необыкновенные пейзажи и удивительные памятники архитектуры — чай важнее.
Используй туалет как личную душевую кабинку
Выбери перегон побольше и отправляйся наводить красоту. Все остальные пассажиры потерпят часик-полтора и будут очень рады видеть тебя с чистой головой и румянцем во всю щеку. Плескайся как енотик-полоскун и ни в коем случае не вытирай за собой лужи на полу и брызги на стенах: так ты поможешь поддержанию оптимального микроклимата в поезде и упростишь жизнь проводнице.
Кстати, в некоторых поездах действительно можно принять душ. Речь не только о роскошных вагонах «Императорской России» — например, такая возможность есть в люксах фирменного «Гранд Экспресса», который ходит из Москвы в Санкт-Петербург. В «Гранд Империал Сингл» и двухместном «Гранд Империал» установлена душевая кабинка (билеты от 37 000 руб.), а в двухместном «Гранде» (от 26 600 руб.) — тропический душ. Но там, конечно, уже не так интересно!
Классик о поездах
«В моем вагоне всё то же: тьма, храп, табачный и сивушный запахи, пахнет русским духом. ⟨…⟩ Крестьянин, в соломенной шляпе, сопит, пыхтит, переворачивается на все бока и не знает, куда положить свои длинные ноги. Кто-то в углу закусывает и чамкает во всеуслышание… Под скамьями спит богатырским сном народ».
«В вагоне», А. П. Чехов
Запланируй полноценный рабочий день в плацкарте
С созвонами, эмоциональными командными митапами и судорожным поиском нормального 3G в заведомо безинтернетном пространстве. В курсе работы над проектом должен быть весь вагон, а мнение о заказчике обязательно продублируй еще раз лично проводнице, ведь без тебя у нее явно слишком скучная жизнь!
Полноценный бриф нового клиента с включенными камерами — тоже не проблема, ведь сеточка над головой только добавит тебе экспертности, а свисающее сбоку полотенце и ноги соседа придадут налет… загадочности твоему образу. И передайте машинисту, чтобы не гудел хотя бы два часа!
Даже классики не выдерживали такого испытания
«…эта поездка в Вагоне, хотя и 2 часа только, страшно меня утомила; думал, не вынесу; вагоны маленькие, духота, курят, какие-то бесконечные дети, чухонки с молоком — все это сразу на меня набросилось, и я не выдержал…».
Б. М. Кустодиев
Надеемся, наши вредные советы помогут тебе подготовиться к незабываемому путешествию. Если тебе тоже попадались приверженцы вредных советов, обязательно расскажи нам эти чудесные истории — будем ждать: Telegram, VK.