9 вредных советов для тех, кто планирует путешествие на поезде

9 вредных советов для тех, кто планирует путешествие на поезде

Романтика дальних поездок под стук колес, бряцание серебряной ложечки в ажурном подстаканнике с неизменным прямоугольником рафинада рядом, старинный «Рускеальский экспресс» и манящая атмосфера расслабленного ничегонеделанья — чем не повод променять авто или самолёт на поездку поездом? Собрали девять вредных советов для тех, кто планирует путешествие по железной дороге и желает в полной мере насладиться им и порадовать соседей.

Мария Вихрева
56,8 тыс.
8 минут чтения

Поезда, поезда…

В юности я простывала на третьей полке ледяного общего вагона и клянчила у проводницы не положенное бедным студенткам одеяло. На третьем курсе универа обвязывала полвагона восьмерками из 60-ти метровой бухты статики, коротая двое суток в пути до старта похода. В каком-то августе перевозила с юга на Урал два килограмма вяленой воблы, старательно завернутой в жизненной необходимое в нашем климате теплое пальто — разумеется, в плацкарте. Я убегала от тараканов в фирменном поезде и поспешно переезжала в другой вагон — молча, потому что начальник поезда не мог переселить всех и просил не рассказывать соседям про незваных попутчиков. 

Начав путешествовать по хваленым немецким железным дорогам, я спокойно выходила на станции, отличающийся всего лишь парой сложнопроизносимых звуков от моей — в 200 км от забронированной гостиницы. В Берне я осталась стоять на платформе с двумя загруженными под завязку велосипедами, наблюдая, как спутник зашел в вагон уточнить направление и уехал прочь от меня с удивленным лицом. Я ездила в поезде со сломанным позвоночником и с надеждой чудом не свалиться с нижней полки на крутых виражах — здравствуй, столик, вот мы и встретились! 

А сколько раз меня с велосипедом по дороге в родной велопарк проклинали и еще будут проклинать пенсионеры с тележками помидоров в тамбуре электрички «Екатеринбург — Исеть», я даже считать не хочу.

В общем, нам с поездами есть что вспомнить и рассказать.

Покупай билеты в последний момент

Тогда заветное место на боковушке у туалета точно достанется тебе! Серьезно, ну кто придумал брать билеты за 45-60-90 дней — невозможно же так скрупулезно планировать жизнь. Будь непредсказуем, как новые визовые правила, и дерись с вечно зависающим приложением за последнее место в вагоне вместе с толпой таких же открытых миру попутчиков.

Если едешь на электричке, приезжай на станцию за пару минут до отправления поезда и изо всех сил расталкивай людей в кассе и на перроне. Помни, заранее приезжают и спокойно покупают билет в терминале только неуверенные в себе пассажиры. 

Два билета за 40 минут

В Карелии на станции Элисенваара мы сорок минут пытались купить два из трех последних мест на «Ласточку» до Выборга. Кассы на маленькой станции не было, постоянно пропадала сеть, заканчивалась зарядка у смартфона, облака мешали работе солнечной батареи, а невозмутимое приложение ни в какую не хотело оформлять билеты. В процессе мы сварили быстросуп на остатках газа и морально приготовились ночевать в палатке у ж/д путей вместо забронированной в городе гостинице. В итоге потратили 40 минут и чудом таки купили билеты.

Не бери билет на ретропоезд

Только представь себе: атмосфера неторопливого и пока еще благополучного XIX века, кокетливо изогнутые ножки кресел и бархатная обивка диванов, кринолины и шляпки (ладно, без последних двух), клубы настоящего дыма из трубы и проводники в аутентичных костюмах позапрошлого столетия. Это не сон или фантазия, а вполне себе реальные ретропоезда, оформленные в стилистике ушедших времен. Они даже ездят на паровозной тяге, все как положено — вспомни Ильфа и Петрова с классическим «из трубы паровоза валит дым».

Таких поездов по России ходит несколько, один из самых популярных — «Рускеальский экспресс», который возит туристов от Сортавалы до горного парка Рускеала (отдельно о нём читай здесь). Стоимость билета за чуть более чем часовую поездку начинается от 353 руб. 

«Рускеальский экспресс» возит туристов от Сортавалы до горного парка Рускеала. Фото: Karasev Viktor / Shutterstock.com

Ещё один интересный вариант путешествия во времени с замечательными видами — однодневная поездка по Кругобайкальской железной дороге от Иркутска до порта Байкал. Кроме легендарного озера, увидишь старинные тоннели, виадуки, мосты и каменные стенки, также в стоимость тура (от 5000 руб.) входят экскурсии по станциям и архитектурным комплексам дороги. 

Радует, что помимо ориентированных на иностранных туристов грандиозных ретро-маршрутов, таких, как «Императорская Россия» от Москвы до Владивостока, в регионах разрабатывают свои маршруты выходного дня. В такой тур обычно входят билеты на паровоз, экскурсии и питание. В Свердловской области запустили «Императорский маршрут» от Екатеринбурга до Алапаевска (от 2 690 руб.) с посещением музеев «Напольная школа», дома композитора Петра Чайковского и мужского монастыря. А на маршруте «Бологое — Осташков» (билет от 300 руб.) можно осмотреть сохранивший атмосферу XIX века музейный комплекс на станции «Куженкино». 

Так вот, ни в коем случае не бери билет на ретропоезд. Помни: вагон — не роскошь и не способ познания мира, а средство передвижения. Только хардкорд — вместо увлекательного путешествия даешь плацкарт из Санкт-Петербурга до Омска! Боковушку…

Ретро-маршрут «Императорская Россия» ездит от Москвы до Владивостока. Фото: Sergio Shumoff / Shutterstock.com

Откажись от трейнспоттинга

Твоему смартфону и соцсетям точно не нужны потрясающие фотографии поездов в клубах дыма на фоне ярких осенних пейзажей; элегантно поворачивающих на виадуках серебристо-черных змей вагонов и стремительных «Ласточек» и «Сапсанов». Скорость и мощь, разнообразие моделей и точек съемки, восторг от удачного снимка, старинные мосты и потрясающие арки, новые друзья и куча неизведанных мест — все это вмещает в себя трейнспоттинг, то есть отслеживание и съемка поездов.

Оставь новомодное увлечение бездельникам, у тебя есть дела поважнее, чем пытаться поймать в объектив опаздывающий локомотив или гоняться по всему миру за уникальным тематическими поездами — или просто за красавцем «Ледниковым экспрессом», что ходит из Санкт-Морица в Церматт по одной из красивейших в мире железнодорожных веток. 

И не вспоминай про старейший в России калужский каменный виадук в стиле классицизма, старинные красноуфимские виадуки в Свердловской области и музей паровозов «Кукушка» в Ярославской, где можно прокатиться на настоящей ручной дрезине и сделать множество атмосферных фото. 

В музее паровозов «Кукушка» в Ярославской области можно прокатиться на настоящей ручной дрезине. Фото: Shevchenko Andrey / Shutterstock.com

Запасись ароматной едой: «курица, курица, курица!»

Что за дальняя поездка без вкусной еды! Душистая жареная курочка, распространяющие весть о себе за десяток метров чебуреки или беляшики, обязательный запас доширака и пюре быстрого приготовления — вот твои верные спутники в поездке. Вагон-ресторан — наваждение от лукавого, зато прикупить на остановке вяленой тараньки или малосольных огурчиков — дело, освященное многолетней традицией. 

И не важно, что в оформленном в стиле салона XIX века вагоне-ресторане «Рускеальского экспресса» играет живая музыка — да, настоящее фортепиано! — и подают блюда карельской кухни, аутентичные пирожки-калитки с картофелем и форелью, малиновый взвар да фирменное мороженое. Все равно двухдневной давности курица в любом виде — вареная, жареная или гриль — вкуснее, недаром ей так наслаждался великий комбинатор Остап Бендер по пути на смычку рельсов Восточной Магистрали.

В вагоне-ресторане «Рускеальского экспресса» играет живая музыка — да, настоящее фортепиано! Фото: Vladimir Zhoga / Shutterstock.com

Возьми с собой максимум турснаряжения

Мали ли, что произойдет в пути — вдруг придется вплавь пересекать Байкал или неделю жить в лесу? Нужно быть готовым ко всему! Байдарка прекрасно укладывается на третью полку, велосипед поставь в проходе и обязательно пристегни тросиком поперек прохода, чтобы не украли. Сопревшую после предыдущего похода палатку будет удобно разложить сушить прямо в купе, а на удочки можно поймать жареный пирожок на остановке в Кирове.

Устройте с компанией друзей командные старты, например, по скоростному траверсу вагонных полок, и обязательно привлеките к игре всех пассажиров. Особенно немного встряски необходимы мирно посапывающим товарищам и только что угомонившимся детям.

Велосипед поставь в проходе и обязательно пристегни тросиком поперек прохода, чтобы не украли. Фото: Vladimir Zhoga / Shutterstock.com

Выйди на случайной станции

Устрой себе приключение и шагни в неизвестность прямо с подножки поезда — без плана, броней, заказанного трансфера и поддержки семьи. Для развития навыков переговорщика и выживальщика лучше всего подойдет самый глухой час ночи и затерянный среди лесов или полей мрачный полустанок. Оставь семью спокойно спать, для полноты погружения смартфон положи под подушку старшему ребенку и оправляйся в темноту с легким сердцем и пустыми карманами.

Возьми пример с классиков и напиши второй половинке записку. Вот, например, что начертал жене Лев Толстой, навсегда покидая в октябре 1910 года усадьбу Ясная поляна: «…не езди за мной, если и узнаешь, где я». А на железнодорожной станции «Астапово», где завершилось последнее путешествие Льва Николаевича, сейчас устроен мемориальный музей памяти писателя. Стоимость билета — 80 руб., экскурсия для групп от 1 до 7 человек — 700 руб.

На железнодорожной станции «Астапово», где завершилось последнее путешествие Льва Николаевича, сейчас устроен мемориальный музей памяти писателя. Фото: Дмитрий Рогачёв / Яндекс.Карты

Или вообще не выходи на остановках

Даже если поезд стоит два часа в Казани, возле деревянно-резной станции Шуи, на берегу Байкала или на красноярском вокзале-дворце, а проводник предлагает провести экскурсию по уникальному зданию вокзала в стиле конструктивизма. Тогда ты точно не сможешь познакомиться с железнодорожным бытом прошлых эпох, посетить историческую экспозицию, заглянуть в казенные винные склады в Шуе или полюбоваться зданием станции Слюдянка из нешлифованного розового и белого байкальского мрамора. 

Не меня привычной обстановки и не покидай вагон, чтобы не попасть под очарование притягательно-неизвестного мира! Задрай шторки или сделай из простыни и одеяла домик, попроси проводницу подать тебе чай и обживай уютный и безопасный мирок. Пусть за окном пролетаю чудеса, необыкновенные пейзажи и удивительные памятники архитектуры — чай важнее.

Обязательно упусти возможность полюбоваться зданием станции Слюдянка из нешлифованного розового и белого байкальского мрамора. Фото: ShishkinV / Shutterstock.com

Используй туалет как личную душевую кабинку

Выбери перегон побольше и отправляйся наводить красоту. Все остальные пассажиры потерпят часик-полтора и будут очень рады видеть тебя с чистой головой и румянцем во всю щеку. Плескайся как енотик-полоскун и ни в коем случае не вытирай за собой лужи на полу и брызги на стенах: так ты поможешь поддержанию оптимального микроклимата в поезде и упростишь жизнь проводнице. 

Кстати, в некоторых поездах действительно можно принять душ. Речь не только о роскошных вагонах «Императорской России» — например, такая возможность есть в люксах фирменного «Гранд Экспресса», который ходит из Москвы в Санкт-Петербург. В «Гранд Империал Сингл» и двухместном «Гранд Империал» установлена душевая кабинка (билеты от 37 000 руб.), а в двухместном «Гранде» (от 26 600 руб.) — тропический душ. Но там, конечно, уже не так интересно!

Классик о поездах

«В моем вагоне всё то же: тьма, храп, табачный и сивушный запахи, пахнет русским духом. ⟨…⟩ Крестьянин, в соломенной шляпе, сопит, пыхтит, переворачивается на все бока и не знает, куда положить свои длинные ноги. Кто-то в углу закусывает и чамкает во всеуслышание… Под скамьями спит богатырским сном народ».

«В вагоне», А. П. Чехов

Запланируй полноценный рабочий день в плацкарте

С созвонами, эмоциональными командными митапами и судорожным поиском нормального 3G в заведомо безинтернетном пространстве. В курсе работы над проектом должен быть весь вагон, а мнение о заказчике обязательно продублируй еще раз лично проводнице, ведь без тебя у нее явно слишком скучная жизнь!

Полноценный бриф нового клиента с включенными камерами — тоже не проблема, ведь сеточка над головой только добавит тебе экспертности, а свисающее сбоку полотенце и ноги соседа придадут налет… загадочности твоему образу. И передайте машинисту, чтобы не гудел хотя бы два часа!

Даже классики не выдерживали такого испытания

«…эта поездка в Вагоне, хотя и 2 часа только, страшно меня утомила; думал, не вынесу; вагоны маленькие, духота, курят, какие-то бесконечные дети, чухонки с молоком — все это сразу на меня набросилось, и я не выдержал…».

Б. М. Кустодиев


Надеемся, наши вредные советы помогут тебе подготовиться к незабываемому путешествию. Если тебе тоже попадались приверженцы вредных советов, обязательно расскажи нам эти чудесные истории — будем ждать: Telegram, VK.

А поезд чух-чух-чух

Подпишись на горячие новинки блога!
Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.
Посмотреть на эти чудесные письма
Электронная почта
Ошибка на сервере. Не удалось отправить ваши данные. Пожалуйста, попробуйте еще раз!
Спасибо
Мы уже отправили вам письмо. Проверьте, пожалуйста!
Теги: вредные советы
В начало статьи
56,8 тыс.
8 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться