На центральной улице культурно-политической столицы Ла-Пас уже неоднократно проходили массовые демонстрации, во время которых в знак протеста против колонизации сжигали куклу Колумба и Библию. Более того, в Боливии прямо-таки спят и видят как бы так взять и наконец демонтировать памятник злосчастному Колумбу. А обожаемый местным народом президент Эво Моралес никогда не упускает возможности припомнить, что «открытие европейцами Америки было вторжением, принесшим на континент голод, нищету и болезни, а сам «День открытия Америки» — вовсе не национальный праздник, а траурная дата».
Загадочная непостижимая Боливия не имеет ничего общего ни с одной из стран мира, а её обитатели в корне отличаются от ближайших соседей темпераментом и менталитетом. Эта страна живёт как бы в другом измерении — в своём времени и в своей особой эпохе, где отсутствует чёткая грань между миром людей и духов, и где очень сильна связь человека с окружающей его природой.
Изучая многочисленные достоинства и отличительные особенности Боливии, то и дело сталкиваешься с превосходной степенью. Самая индейская страна, самый народный президент, самая высокорасположенная столица в мире, самый высокий потухший вулкан, самые «высокие» в мире аэропорт, стадион и гольф-поле, самое высокорасположенное судоходное озеро на земле, самое крупное на планете высохшее соляное озеро, руины самых древних цивилизаций, и т.п…
В неиссякаемом списке удивительных явлений, с которыми сталкиваешься, путешествуя по стране — русские старообрядческие поселения. Деревня старообрядцев посреди Южной Америки — чистейший оксюморон, впрочем, это не мешает староверам процветать и здравствовать. Следует отметить, что чувствуют они себя куда лучше многих боливийских крестьян, живущих на этих землях на протяжении многих столетий.
Однако, слишком жизнерадостная и полная соблазнов Бразилия показалась ортодоксальным мужам совершенно непригодной для праведной жизни. В результате, скитальцы добрались до Боливии, считающейся самой дикой и отсталой страной Южной Америки. С тех пор они и живут здесь, сохраняя старинные русские обряды и обычаи, бо́льшую часть которых уже невозможно встретить на территории современной России.
Сегодня, в XXI веке, русская старообрядческая община Боливии стала одной из самых крепких и масштабных во всей Латинской Америке. Причём, правительство этой страны с удовольствием идёт старообрядцам навстречу и даже выделяет земли для их семей, предоставляя льготные кредиты на развитие сельского хозяйства. Поселения староверов встречаются вдали от больших городов по всей территории департаментов Ла-Пас, Санта-Крус, Кочабамбa и Бени.
Среди местных крестьян в ходу пословица: «Не растёт в Боливии только то, что не посадишь!» Такой поворот вещей более, чем устраивает наших соотечественников, основными занятиями которых издревле были земледелие и животноводство. Как известно, все продукты, употребляемые в пищу, староверы выращивают сами. Только в отличие от далёкой России здесь они сажают ещё и апельсины, папайю, ананасы, а также сою и рис.
Новосветские староверы — народец своеобразный, но забавный. Строгие ортодоксальные рамки поведения запрещают им не только употреблять в пищу продукты из магазина, но и посещать какие бы то ни было рестораны и кафе. Если же кому доводится оказаться в гостеприимном боливийском доме, то они едят принесённую с собой еду и пьют свою воду. Всё связанное с курением староверам чуждо. Процесс жевания коки они также обходят стороной. Зато с удовольствием попивают брагу, разумеется, собственного изготовления. Само собой, никакой светской жизни, фривольной литературы, телевидения и, не дай бог, Интернета, благочестивый старообрядческий уклад не предполагает.
Эти люди сумели сохранить не только свою религию и сложившийся несколько веков назад образ жизни, но и русский язык. Родная речь передаётся от старших поколений младшим. Вплоть до семи лет дети воспитываются только в деревне и лишь затем их отправляют в испаноязычную сельскую школу. Удивительно и то, что все боливийские староверы говорят по-русски без малейшего испанского акцента, хотя их отцы и деды родились уже в Латинской Америке и никогда не были в России. Более того, речь их до сих пор носит явные оттенки характерного сибирского говорка. Как и в былые времена, староверы называют своих детей по славянским святцам: Феофанами, Василисами, Агафонами, Прасковьями, и т.д…
Ещё одна занятная особенность состоит в том, что родившись и живя в Боливии, они не считают эту страну своим домом. Родина для них — это Россия!
Смешанные браки старообрядцами не поощряются, но всё же допускаются, ведь к выбору детей здесь относятся с уважением. Чтобы свадьба состоялась, нужно соблюсти ряд строжайших условий. Будущий супруг обязан принять православную веру, научиться свободно говорить и читать по-русски (включая чтение священных книг на старославянском языке), и наконец перенять все традиции: от ношения определённой одежды до ведения хозяйства и приёма пищи. Несложно догадаться, что такие свадьбы происходят чрезвычайно редко.
Русская старообрядческая деревня на просторах Боливии — зрелище более, чем сюрреалистичное.
Эдакие русоволосые, светлоглазые Львы Толстые с окладистыми бородами, в рубахах-косоворотках и в лаптях расхаживают по своим владениям и пасут коров на лоне экзотической природы.
Красны девицы с длинными косами щеголяют в платках и вышитых сарафанах, распевая за работой протяжные русские народные песни.
На этом фоне двусторонние российско-боливийские отношения развиваются весьма активно. Так, сравнительно недавно (в 1999 году) городские власти политической столицы Боливии решили внести свой вклад в празднование двухсотлетия со дня рождения великого русского поэта, и в Ла-Пасе появилась улица имени Александра Сергеевича Пушкина.
Как и подобает всякой культурной столице, Ла-Пас хранит множество исторических памятников не только в своих окрестностях, но и за чертой города.
Храмовый комплекс Тиауанако находится примерно в 70 километрах от Ла-Паса и является одним из самых загадочных сооружений Южной Америки. Эти величественные остатки древнейшей из индейских культур также называют «камнем в середине мира» или «центром мира».
Предположительно цивилизация Тиуанако возникла за девять столетий до появления могущественных инков и просуществовала двадцать восемь веков — с 1600 года до н.э. до 1200 н.э. Жители Тиуанако обладали глубокими знаниями в области астрономии, математики, искусства обработки камня и архитектуры. В своём городе они спроектировали сложнейшие системы орошения и создали впечатляющие монументальные строения из гигантских шлифованных каменных глыб.
В 2000 году Тиуанако (как духовный и политический центр андской цивилизации) попал в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Перуанский историк и писатель XVI века Инка Гарсиласо Де Ла Вега, занимавшийся исследованием наследия индейской культуры, описал Тиуанако следующим образом: «Это невозможно представить. А когда видишь своими глазами, начинает казаться, что тут не обошлось без колдовства, и что это дело рук демонов, а не людей. Он построен из таких огромных камней и в таком множестве, что сразу возникают вопросы: как индейцы добывали эти камни и как доставляли их сюда, как обрабатывали их и ставили друг на друга с такой точностью?!»
До Тиуанако не существовало цивилизаций с такой мощной и развитой архитектурой, отточенной и безупречной технологией обработки металлов и керамического производства. По сей день исследователи не в силах разгадать тайны этой уникальной цивилизации.
Пик могущества Тиуанако пришёлся на период между 500 и 950 годами нашей эры. К XI веку влияние пошло на убыль, и в первой половине XII века государство рухнуло. Тиуанако окончательно прекратил своё существование около 1180 года. Историки и эксперты до сих пор не пришли к единому выводу, почему так произошло? Некоторые связывают это с климатическими изменениями.
Несколько сотен лет руины Тиуанако находились в полнейшем запустении, превратившись в мёртвый город — вплоть до прихода империи Детей Солнца — инков.
Увы, в поисках золота и серебра, испанские колонисты уничтожили бо́льшую часть наследия цивилизации Тиуанако. Тем не менее, этот комплекс и по сей день остаётся настоящей сокровищницей, хранящей внутри себя шедевры древней архитектуры. Здесь и Пирамида Акапана, и квадратный Полуподземный Храм, олицетворяющий собой подземный мир, и Храм Каласасайя (в переводе — Храм стоящих камней), и большой храмовый ансамбль Ворота Пумы.
Но самый мистический и загадочный объект археологического комплекса Тиуанако — Врата Солнца. Археологи предполагают, что ворота напрямую связаны с богом Солнца и, скорее всего, использовались в качестве календаря. Верхняя часть монумента украшена замысловатой резьбой с изображениями мифических крылатых существ, а самый центр композиции увенчан рельефным изображением главного божества и сотворителя мира — Вирако́чи. Интересно, что в западной части храма Каласасайя есть как бы уменьшенная копия Солнечных Врат — Ворота Луны.
Без ложных преувеличений, Тиуанако имеет сакральное значение для современной Боливии. В настоящее время коренные индейцы аймара приняли его в качестве символа своей идентичности.
Тиуанако — истинное место силы, и ощутить это в полной мере можно 21 июня — в день солнцестояния, когда аймара празднуют наступление Нового Года — Machaq Mara, совпадающее с началом зимы в южном полушарии. В канун самого длинного дня в году со всех уголков Боливии сюда съезжаются десятки тысяч людей, чтобы встретить восход солнца. Индейцы называют это событие «Возвращение Солнца» (Willa Kuti).
Медленно поднимаясь, небесное светило озаряет своими лучами восторженные и счастливые лица людей. Мощь этого древнего языческого культа столь велика, что не остаётся сомнений — он будет существовать вечно, и никакие навязанные религии никогда не смогут его искоренить, ибо не в праве человек тягаться с силами природы!
соавтор текста Sasha Plastinkin