Чудеса непостижимой Боливии — часть I. Рынок Ведьм, Лунная Долина и День Черепов.

Чудеса непостижимой Боливии — часть I. Рынок Ведьм, Лунная Долина и День Черепов.

Недавно президент Боливии Эво Моралес сделал гениальнейшее и стопроцентно бескомпромиссное заявление о запрете на территории своей страны работы небезызвестных американских корпораций Coca-Cola и McDonald’s. Вражеские монстры уйдут из Боливии с окончанием календаря майя — 21 декабря 2012 года. Такое решение глава правительства объяснил, ссылаясь на законы о здравоохранении и культуре. Он подчеркнул, что продукция вышеобозначенных компаний содержит множество вредных веществ, которые могут стать причиной инсульта, инфаркта и даже рака.

Министр иностранных дел Боливии Давид Чокеуанка одобрительно резюмировал высказывание своего президента, добавив, что закрытие Coca-Cola и McDonald’s «станет частью празднеств в ознаменование завершения эпохи общества потребления и начала культурной жизни». Он также пояснил: «Планеты выравниваются после 26 тысяч лет, и 21 декабря 2012 — это конец эгоизма, капитализма и разделения». На смену хаосу придёт эпоха нового Возрождения и расцвет мировой Культуры.

Соответственно, ни о каком Конце Света, Апокалипсисе или Судном Дне, коим упорно стращают всех бледнолицых обитателей Планеты, речи нет и быть не может! Согласно календарю древних индейцев майя закончится так называемый «цикл длинного счёта» — Эры Пятого Солнца, который начался в августе 3114 года до нашей эры. А после завершения одного космического цикла начнётся новый.

Крис Кирик
Посмотрели статью 581
7 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться Поделиться

Вряд ли сегодня у кого-то повернётся язык назвать Боливию процветающим государством. Зато по части уникальной истории и национальных традиций этой стране нет равных. Недаром известный путешественник и наш с вами соотечественник Михаил Кожухов назвал Боливию «одной из самых бедных и самых самобытных стран нового Света».

Коренное население живёт в гармонии с природой, президент является национальным героем, поступками которого все гордятся, а духи предков охраняют свой народ, помогая как в глобальных, так и в самых обычных повседневных делах.

Здесь всё кажется особенным и даже немного нереальным. Столица Боливии — город Ла-Пас — самая высоко расположенная столица в мире. Центр города находится на высоте 3650 метров над уровнем моря. Каждая улочка воплощает собой непередаваемый колорит, впитавший наследие великих древних индейских цивилизаций и многовековой испанской колонизации. Невероятная архитектура на фоне ярко выраженных социальных контрастов затягивает в самую гущу городской жизни… И именно такие прогулки позволяют намного лучше понять Боливию и влюбиться в неё.

Ла-Пас был основан в 1548 году, и его по праву называют одним из старейших городов Южной Америки. Вымощенные камнями узкие мостовые — настоящая мекка для любителей старины, где каждый уголок и закуток представляют большой интерес. И всё же, помимо колониального наследия, что досталось Боливии после почти 300-летнего периода вторжения испанцев, есть ещё более потрясающие вещи.

Улицы города Ла-Пас сохранили традиции доколумбовой культуры — здесь можно отыскать то, что не найдёшь больше нигде. Один из таких пунктов назначения — Колдовской Рынок или Рынок Ведьм (Mercado de Hechiceria или Mercado de las Brujas).

Меркадо-де-Брухас поражает воображение даже самых заядлых и искушённых путешественников. Найти это колоритное местечко Ла-Паса можно на улицах Jiminez и Linares. Торговлю здесь по большей части ведут сами же колдуны и шаманы. При этом всё происходит на фоне католического собора Иглесия-де-Сан-Франциско. К слову, в подобных контрастах заключена вся Боливия.

Здесь можно приобрести всевозможные травы, народные средства, амулеты, обереги и сакральные предметы. И, разумеется, какой Рынок Ведьм может обойтись без таинственных зелий, снадобий, а также магических фетишей и артефактов, предназначенных для общения с духами.

Один из самых распространённых местных обрядов — это принесение в жертву высушенного зародыша ламы. По мнению индейского народа аймара́ (составляющего около 25% населения Боливии) данный ритуал является очень сильным и эффективным. К примеру, для того, чтобы счастье поселилось в новом доме, его хозяевам необходимо заложить в фундамент несколько зародышей лам. Также неродившихся лам жертвуют Пачамаме (исп. Pacha Mama – Мать-Земля) богине земли, плодородия и прародительнице человечества.

На вопрос о том, убивают ли ламу, чтобы получить её зародыша, местные жители даже обижаются. «Никому и в голову не придёт убить взрослую беременную ламу. Просто иногда у животных рождаются мёртвые детёныши. Тогда мы их высушиваем и жертвуем Пачамаме — для неё-то они все живые, и она будет очень рада, когда их увидит!»

Помимо сушёных лам, на колдовском рынке можно встретить аутентичные кустарные украшения из серебра, пёстрые вязанные и тканые изделия из шерсти всё той же ламы или альпаки, многочисленные андские чаканы (андский крест четырёх звёзд небосвода, предназначенный для определения сторон света), каменные, глиняные и деревянные статуэтки Пачамамы и других божеств, населяющих потусторонний мир аймара. Также можно заказать одному из местных шаманов персональный амулет, который непременно защитит от зла и поможет преодолеть все жизненные невзгоды.

Почти на каждом шагу тут попадаются сушёные жабы, сулящие благосостояние, черепахи, предназначенные для долголетия, змеи, способствующие движению в правильном направлении, совы, дающие знание и мудрость, и т.п…

Как всё это работает? Очень просто: берёте сушёную жабу, сажаете на стол, немного поливаете алкоголем, зажигаете для неё сигарету, и будет вам счастье! Аналогичным образом поступают и с другими зверями.

И, кстати, совсем не следует забывать о том, что как и на любом другом рынке, на Mercado de las Brujas можно и нужно торговаться!

Боливия — горная страна, и следующее чудо света, которым она обладает — место, связанное с неповторимым горным ландшафтом. Речь идёт о Лунной Долине, которую также называют Тибетом Южной Америки.

Valle de la Luna расположена примерно в 10 километрах от центра Ла-Паса, и получила своё название за сходство с рельефом небезызвестной всем нам планеты-спутника Земли.

На протяжении веков и тысячелетий природные стихии вытачивали фантастические скульптуры — так возникли гигантские скалы с остроконечными вершинами, лабиринты каньонов и даже ледяные пещеры.

Сюрреалистические пейзажи Валье-де-Ла-Луна напоминают не только поверхность Луны, но и полотна великого Сальвадора Дали. Горы состоят из разных пород, благодаря чему их цветовая палитра постоянно меняется. Переходы от одного цвета к другому самые невероятные — от привычного буро-коричневого, до красного и жёлтого, а участками даже до тёмно-синего и фиолетового.

Лунная Долина примечательна ещё и тем, что она служит местом проведения священного для жителей Боливии праздника — Дня Черепов (Día de los Natitas).

Ещё задолго до варварского вторжения Колумба (а именно так расценивают потомки индейцев появление мореплавателя-колониста на своей земле, что, надо отметить, справедливо), коренные народы Анд придерживались одной очень занятной традиции, связанной с почитанием духов предков. По этой традиции полагалось обязательно проводить один день со скелетом своего умершего родственника на третий год после его смерти. Сегодня этот обряд претерпел некоторые метаморфозы — теперь раз в год принято проводить день с черепом усопшего предка или близкого человека.

Боливийцы верят, что человек имеет семь душ, шесть из которых после смерти отправляются на небо, а одна остаётся в скелете.

В традиционной боливийской семье обычно держат дома череп одного или нескольких родственников, чтобы те присматривали за живыми и защищали их в течение года, оберегая от злых духов, негативной энергии, неудач, и даже воров, что бродят вокруг.

Само собой, о черепах тоже следует заботиться — оказывать им уважение и почтение. Если же этого не делать, череп может принести несчастье, стать причиной плохого урожая, разрушить семейные отношения и даже забрать кого-нибудь из невнимательных родственников на тот свет.

Интересно и то, что домашние черепа всё же не всегда имеют кровную связь со своими хозяевами. Ещё более забавен тот факт, что имя которым нарекают череп, почти никогда не соответствует имени умершего человека. Более того, имена чаще всего заканчиваются на -ito/ita или на -illo/illa — уменьшительно-ласкательные суффиксы в испанском языке.

Ну, а если в семье имеется череп кого-то из пра-пра-прадедов, то он по праву считается самым сильным и самым главным. Его берегут как священное сокровище и передают по наследству.

«День Мёртвых» (исп. Día de los Muertos)

«День Черепов» отмечается ежегодно 8 ноября. Существует поверье, что на восьмой день одиннадцатого месяца духи предков возвращаются в мир живых, чтобы защищать и заботиться о своих близких. По сути День Черепов является боливийским вариантом более известного во всём мире «Дня Мёртвых» (исп. Día de los Muertos), который латиноамериканцы празднуют 1 и 2 ноября. Día de los Natitas начинается с утренних приготовлений: главного виновника торжества (череп) украшают цветами и всевозможными блестящими безделушками, иногда ему надевают очки, а также любимые головные уборы. Это может быть дамская шляпа-котелок, военная фуражка, или столь любимая многими национальная вязаная шапочка-шлем «чульо». Также довольно часто черепа наряжают в национальные цвета Боливии — красный, жёлтый и зелёный.

Затем наступает черёд подношений — к черепу возлагают горы живых цветов и лепестков роз, а в глазницы помещают цветы хлопка, угощают его хлебом и сладостями, вином или крепким алкоголем, табаком, и конечно же, листьями коки. Как водится, популярная версия «подарков» — мелкие монетки и бумажные купюры. Совершив подношения, следует зажечь свечу и искренне поблагодарить почившего родственника за защиту в течение года и попросить помощи и покровительства в следующем году.

После импровизированных молитв черепа выносят погулять на улицу. В результате, целые колонны паломников с «подопечными» в руках направляются на центральное городское кладбище Ла-Паса, или на другие небольшие локальные захоронения.

Несмотря на очевидную связь с символикой смерти, уличный парад человеческих черепов — очень красочное и весёлое зрелище. Как и в случае с Днём Мёртвых здесь никто не плачет — напротив, все радуются и празднуют. Толпы людей с гордостью несут черепа своих близких в красивых прямоугольных домиках-витринках, сделанных из картона, резного дерева или из стекла.

В жизни боливийцев очень тесно переплетены католицизм и местные дохристианские верования. Здесь, как нигде, эти традиции мирно уживаются друг с другом.

Прийдя на кладбище, жители Боливии освящают черепа в храмах и церквях. Конечно находятся и ярые приверженцы католической церкви, которые приравнивают этот обычай чуть ли не к оккультизму, и требуют запретить приносить черепа в храмы. Но очевидно одно — их мнение в меньшинстве! Также стоит отметить, что Ватикан не признаёт День Черепов. Однако, руководство Римско-католической церкви не предпринимает ничего, чтобы остановить национальный праздник этих простых языческих христиан.

Церемония освящения черепов длится без малого от рассвета и до глубокой ночи. Повсюду звучит музыка, на кладбищах пьют, гуляют, поют и танцуют…

И у всякого иноземца, что хоть раз побывал здесь и воочию увидел этот праздник, уже никогда не повернётся язык назвать Боливию бедной страной. Истинное богатство Боливии и её жителей в традициях, которые соблюдают тысячелетиями и ревностно оберегают, а это дорогого сто́ит, и уж точно не измеряется бумажными купюрами. И тем глубже и проникновеннее кажется смысл девиза страны, который звучит так: «¡La unión es la fuerza!», что в переводе с испанского означает: «Единство даёт силу!»

соавтор текста Sasha Plastinkin

Тэги: Боливия
Посмотрели статью 581
7 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться Поделиться