Коренное происхождение моментально сделало его знаменитостью во всей Латинской Америке. Также своим успехом Моралес отчасти обязан крайне жёсткой антиамериканской политике… Так индеец Эво превратился в национального героя!
Жизнь человека в гармонии с природой — вот простая истина, заложенная в сознании каждого боливийца на генетическом уровне. Посему, выход из нищеты и грядущих катастрофических потрясений президент Эво Моралес видит в рациональном и обдуманном использовании природных ресурсов: «Худшим врагом человечества является капитализм. Человечество находится перед альтернативой: следовать по капиталистическому пути, ведущему к смерти, или жить в гармонии с природой. Мы должны сделать выбор: погибнет капитализм или Мать-Земля. Развитые страны грабят природные ресурсы, отравляют реки и озёра в поисках максимальной прибыли».
Кроме того, харизматичный лидер пообещал своему народу, большую часть которого составляют крестьяне, легализовать выращивание коки. Эво в юности сам выращивал коку, а позже стал генеральным секретарем Движения Крестьян-Кокалерос. Он не покинул этот пост и после вступления в должность президента Боливии. В одном из интервью политик заявил: «Этот листочек сформировал меня как личность, как политика, а теперь вот и как президента. Поэтому я не могу предать его, согласившись на требования американцев об уничтожении посевов, не могу предать миллионы наших крестьян, для которых лист коки священен и не имеет ничего общего с наркотиками».
Музей коки
Надо отметить, что с кокой у боливийцев действительно особые отношения. Южноамериканский кустарник известен людям тысячи лет. Коренные жители страны в течение всего этого времени жевали лист Инал-Мама (ритуальное имя, под которым растение известно среди народа аймара) для борьбы с голодом, усталостью и горной болезнью. Более того, кока широко используется в Андах не только как стимулятор, но и в ритуальных целях, а также в качестве лекарственного средства — для лечения малярии, язвы и астмы.
Результатом трепетного отношения местного населения к культуре выращивания коки стало возникновение одного из самых необычных музеев мира — Музея Коки. Это небольшое помещение в центре Ла-Паса сегодня входит в число главных достопримечательностей столицы.
Археологами было установлено, что коку жевали ещё за 3000 лет до нашей эры. «Мама Кока» почиталась доброй богиней, благоволившей человеку и освящавшей его своим могуществом.
Она всегда помогала жителям Боливии выжить в суровых климатических условиях. Если жевать листья коки в течение сорока пяти минут, содержащиеся в них витамины, микроэлементы и алкалоиды помогают легче переносить разреженный воздух высокогорья, справиться с перепадами температуры и давления, столь характерными для здешней местности. К тому же, произраставший на территории северных Анд кустарник не требовал за собой особого ухода и давал по несколько урожаев в год.
Во времена испанской колонизации конкистадоры решили было запретить порабощённым коренным жителям употреблять коку, так как это шло вразрез с высокой христианской моралью. В результате, производительность труда на приисках существенно сократилась, ведь именно целебное растение поддерживало силы боливийского народа в невыносимо тяжёлых условиях. Так, испанцам вновь пришлось легализовать употребление коки.
Сотрудники Museo de la Coca во всех подробностях расскажут о роли священного листа в традиционных индейских общинах, о ритуалах коренного населения, и применении растения в фармацевтической промышленности. Каждый посетитель совершенно бесплатно может пожевать листья коки и ощутить на себе их воздействие. Также здесь можно узнать всю правду о том, как заваривается кока, как из неё получают производные кокаина и сам кокаин. Экскурсия сопровождается поучительной лекцией о незаконной торговле наркотиками. Самая же увлекательная часть рассказа посвящена тому, как священное растение попало в руки к невежественным белым людям, которые начали использовать его не по назначению: синтезировали кокаин, и что ещё хуже — стали выпускать вредную для здоровья Кока-Колу.
Linares St. 906, La Paz
Озеро Титикака
Очередное чудо света, столь почитаемое коренными обитателями Анд — таинственное озеро Титикака. Обрамлённое резными горными вершинами, оно расположилось на границе между Боливией и Перу, на высоте 3812 — 3821 метров над уровнем моря. Титикака представляет интерес не только потому, что является самым высокорасположенным судоходным озером на земле, но в первую очередь из-за многочисленных мифов и легенд, которые окружают этот водоём. Почти для всех южноамериканских народностей это озеро считается священным.
Происхождение названия «Титикака» доподлинно неизвестно. Многие местные жители переводят его как «Горная Пума» или «Скала Пумы», утверждая, что очертание водоёма напоминает силуэт грациозной дикой кошки.
Озеро состоит из двух частей, связанных между собой тонким проливом, и насчитывает свыше 40 островов. Здесь древние инки строили храмы для поклонения небесным светилам и силам природы.
Один из самых крупных островов — Остров Солнца (Isla del Sol). К востоку от него находится Остров Луны (Isla de la Luna). На обоих сохранились многочисленные руины времён расцвета цивилизации «детей солнца».
Но самым аутентичным островом является Таквилль. Жизнь людей, населяющих этот уникальный и почти нетронутый современностью клочок суши, сегодня практически такая же, как и несколько веков назад. Домотканая одежда, тростниковые хижины и лодки, нехитрые самодельные орудия труда. И лишь многочисленные туристы несколько разбавляют эту самобытную идиллию.
К счастью, в наши дни уже сложно поверить, что во время испанской колонизации и вплоть до XX столетия, этот невероятный остров использовался в качестве тюрьмы.
Недавно представители Боливии и Перу, подписали соглашение об организации международной кампании за официальное признание озера Титикака ещё одним «чудом света». Помимо экологических мер, данное соглашение также предусматривает проект создания «Музея Мифов и Легенд Озера Титикака». В необычном музее будут собраны уникальные документы, предметы культуры и быта перуанских и боливийских индейцев, населявших этот регион. А многочисленные скульптуры, статуи и исторические постройки, хранящиеся в окрестностях озера помогут глубже узнать древнюю культуру и мифологию индейцев кечуа и аймара.
Карнавал Оруро, или La Diablada
Многогранную Боливию невозможно представить в полной мере без традиционных фестивалей и праздников. Пожалуй, самый красочный и фантасмагоричный из них — ежегодный Карнавал Оруро. Второе название этого праздника жизни — la Diablada, что в переводе означает Шабаш Чертей или Чертовщина.
Оруро, названный по местному индейскому племени — небольшой провинциальный шахтёрский городок, который находится на высоте 3710 м над уровнем моря. До закрытия шахт в начале 1990-х годов Оруро был важным центром горнодобывающей промышленности страны. Однако, сегодня город знаменит именно благодаря своему рогатому карнавалу, в 2001 году провозглашённому ЮНЕСКО «шедевром устного и духовного наследия человечества». С этого момента бывшее шахтёрское поселение величают не иначе как фольклорная столица Боливии.
Ежегодный карнавал начинается на закате зимы — за 8 дней до начала католического Великого поста. В это время сюда съезжается чуть ли не вся Боливия, во главе с вездесущим президентом Эво Моралесом, который и сам не прочь потанцевать под зажигательные ритмы уличных музыкантов. Около тридцати тысяч самодеятельных танцоров со всей страны становятся участниками грандиозного парадного шествия. А бесчисленное количество национальных оркестров задают атмосферу всеобщего счастья.
В ряженой колонне, дефилирующей через весь город, преобладающее большинство — это черти и всевозможные демоны. Компанию им составляют величественные дети солнца (инки), конкистадоры, ангелы и невообразимые мифические животные…
Пёстрые костюмы танцующих — самые настоящие произведения искусства. Говорят, их даже передают по наследству. Интересно и то, что почти во всех этих одеяниях угадывается символика сразу трёх культур: цивилизации уру, империи инков и испанских колонистов.
Демониада длится аж двое суток, и всякий наблюдатель может присоединиться к инфернальной процессии в любой момент. Само собой, фестиваль сопровождается активным употреблением крепкого алкоголя, который иногда в прямом смысле валит с ног некоторых неподготовленных участников. Впрочем, этот факт никого не смущает — люди падают, спят, просыпаются и вновь продолжают праздновать.
Мало кто из представителей местного населения хотя бы по телевизору видел знаменитый на весь мир Бразильский Карнавал. Те же, кому довелось лицезреть его трансляцию, рассуждают об этом событии с иронией и даже лёгким пренебрежением. Боливийцы называют это действо не иначе как «танцульки для туристов без истории и традиций» и никакой конкуренции в нём не видят. Зато о фестивале la Diablada в Боливии могут говорить часами…
К слову, апофеозом разноцветного парада нечисти становится всеобщий акт паломничества к церкви Святой Девы Марии в центре города Оруро. Такая кульминация символизирует победу добра над дьяволом и силами зла. Переступив порог церкви, черти перестают быть чертями и снимают рогатые маски. Друг за другом все подходят к алтарю. И, как это заведено в католических святынях стран Южной Америки, последние метры на пути к иконе верующие преодолевают на коленях. А у входа тем временем вовсю продолжаются языческие пляски и развесёлый маскарад…
Вот таким непостижимым образом перемешались изначально далёкие и не имеющие ничего общего друг с другом культуры. И лишь ради того, чтобы поглядеть на церковь, у входа в которую выстроилась многотысячная очередь из ряженных чертей, сто́ит добраться до далёкой и загадочной Боливии. Поверь, в этой стране можно провести полгода и, объездив сотни разных мест, узнать о ней лишь сотую часть…
Посему продолжение пренепременно последует…
Cоавтор текста Саша Пластинкин