Мексиканские страшные сказки, или Мадонна с косой.

Мексиканские страшные сказки, или Мадонна с косой.

В мировоззрении древних индейцев смерть никогда не была олицетворением конца жизни, напротив, она считалась её продолжением. Они верили, что в момент кончины одного человека, где-то непременно рождается другой. А значит, нет никакого смысла рвать на себе волосы и оплакивать ушедших. Именно поэтому, наравне с божествами, олицетворяющими силы природы, индейцы почитали богов смерти и тьмы, веря во всемогущество смерти и её силу разрушать любые препятствия.

С приходом конкистадоров постепенно происходит смешение элементов мифологии аборигенов Мексики (главным образом ацтеков и майя) с католицизмом, в результате чего появляется новый религиозный культ — культ Са́нта Муэ́рте (исп. Santa Muerte — Святая Смерть). Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию. Сейчас это явление распространено не только в Мексике, но и во всех странах Латинской Америки, а также на юге США (от Техаса до Калифорнии). И по состоянию на сегодняшний день, в одной лишь Мексике “Мадонне с косой” поклоняется уже свыше пяти миллионов человек. Теперь это не просто местечковое идолопоклонничество, а неотъемлемая часть национальной культуры.

Крис Кирик
Посмотрели статью 2,6 тыс.
Поделились статьей 4
8 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться Поделиться

Приверженцы культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса. Порой её почитают больше Иисуса, ведь именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее.

Считается, что она помогает там, где другие Святые бессильны. Зачастую, люди отказываются от помощи Католической Церкви, ссылаясь на то, что она только поучает, а не помогает. Зато Святая Смерть не делает исключения ни для кого — перед ней все равны: и проститутка, и полицейский, и продавец пиратских дисков, и политик, и даже наркоторговец.

Вот, что рассказывают местные:

“Она просто помогает, а не тыкает тебя носом в твои грехи. Она не требует годами ждать чуда, просто выполняет просьбу. А уж то, какое это желание — на твоей совести. И ты сам несёшь за него ответственность…”

“Не важно, что ты ей подаришь: цветы, яблоко, косяк марихуаны, свечи, или что-то ещё. Важно, чтобы это шло от сердца. Будь ты криминальный авторитет, гомосексуалист, бедняк или богач, больной или здоровый, умный или глупый — не важно! У Сантиссимы нет никаких предубеждений, она никогда никого не обвиняет. Она готова помочь безвозмездно.”

Тем не менее, многие, перед тем, как помолиться этой Святой, сначала обращаются к Иисусу, прося разрешения на эту молитву.

“Люди просят, что хотят — это зависит только от них. Кто-то просто приходит за благословением, кто-то — молит о выздоровлении ребёнка, кто-то хочет вызволить брата из тюрьмы, кто-то просит справедливого возмездия, а кто-то — навести порчу на врага или обидчика. В мести нет ничего зазорного, если на это действительно есть причина, в противном случае всё может обернуться против тебя самого. Сантиссима не может быть плохой, просто порой к ней приходят плохие люди и просят о дурных вещах”.

Основная сфера компетенции Санта Муэрте — любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней. Прежде всего, она охраняет тех, кто работает ночью и рискует своей жизнью чуть ли не ежедневно: полицейских, драгдилеров,“бардельных фей”, таксистов и музыкантов-мариачи. Именно приписываемая Святой справедливость делает её столь привлекательной для всех, кто считает себя незаслуженно обделённым обществом или судьбой.

Изначально культ возник в деревнях среди бедного населения, со временем став популярным в криминальных кругах, а уже намного позже заинтересовал и обеспеченных жителей больших городов. Но и сегодня основные места проведения обрядов сконцентрированы в неблагополучных кварталах. Первый Храм Санта Муэрте был открыт в Мехико в 1999 году, до этого момента алтари, посвящённые ей, находились лишь в частных домах.

Внешне новая мексиканская Святая напоминает общеизвестное изображение смерти — в капюшоне и с косой. В одной руке у неё весы. В другой — земной шар, означающий, что ей подвластны все люди планеты. Также шар символизирует справедливость и равноправие для всех, независимо от происхождения и статуса. Иногда Сантиссима предстаёт в белом платье и с атрибутами Девы Марии — воплощение чистоты и невинности. Отсюда ещё одно её название — Белая Девочка (Niña Blanca).

Согласно легенде, люди раньше не знали смерти, но, устав от тягот бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой послать им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что отныне она станет Смертью — бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и прекращающим страдания земного пути. В тот же миг тело её распалось, красивое юное лицо обратилось в голый череп и, получив из рук Бога косу, Смерть отправилась в свой путь по земле…

Для Санта Муэрте устраивают особые часовни, с алтарём и главной статуей Божества (женский скелет, одетый в пышное нарядное платье). Также образ Святой Смерти может быть представлен в виде цветной фигуры или картины. Особенности святилища зависят от проблем, которые верующий надеется решить. Цвет накидки Сантиссимы может быть практически любым, и у каждого своё значение.

  • Традиционное одеяние — белое — символ непорочной чистоты.
  • Для помощи в любовных делах накидка Муэртиты должна быть красной.
  • Для улаживания проблем с законом — зелёной.
  • Для преодоления финансовых трудностей —  золотой (символ благоденствия) или жёлтой.
  • Чёрная Смерть — сила, побеждающая жизненные препятствия.
  • Санта Муэрта в синем или пурпурном — пробуждение мистических способностей, связь с миром духов.
  • Довольно часто встречается Святая в радужном одеянии, способная решить все проблемы разом.

На рынках продаётся множество маленьких фигурок для сооружения домашних алтарей. Почти у каждого торговца на прилавке можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами, или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами.

Также распространены образы с длинными русыми или чёрными волосами. А в бандитских кругах статуи Богини порой сооружаются из самых натуральных скелетов почивших врагов.

На её алтарь приносят множество свежих цветов — красные и белые розы, бархатцы, гвоздики, туберозу, тюльпаны. Увядшие сразу заменяют.

Фрукты также входят в число традиционных подношений, и само-собой, они должны быть свежими. Особенно в чести красные и жёлтые яблоки (символ благосостояния). Не откажется Сантиссима и от кокосов, ананасов, манго, арбузов и бананов.

Часто ей преподносят разные сладости — шоколад, мёд, конфеты, леденцы, даже кока-колу и жевательную резинку — чтобы жизнь была сладкой и без горечи. Алкогольные напитки также входят в число даров. Текила, ром, анисовая водка, коньяк, вино, ликёр, иногда и пиво, которые обязательно должны быть в стеклянной таре.

Любит Белая Девочка и сигареты с сигарами. Это способствует устранению зависти вокруг просящего. Как правило, табачные изделия кладут по 2 штуки (число “2” и другие чётные, почитаются в этой религии).

Чистая вода (непременно в стекле) — главный проводник связи со Святой Смертью.

Хлеб меняется 2 раза в неделю. При этом чёрствый не выбрасывается, а относится в парк под дерево.

И наконец — благовония: ладан, сандал, мирра, розмарин, мускус. Они помогают очиститься от отрицательной энергии и приносят удачу.

Не лишними на алтаре “Костлявой” будут свечи и ароматические масла. Помимо перечисленного, к её ногам кладут деньги и даже патроны (для защиты от насильственной смерти).

Ходят слухи, что Святая Смерть столь же сильна, сколь и ревнива. Если перестать оказывать ей знаки почтения и внимания, то она может внезапно прибрать Вас к рукам .

Ревность Сантиссимы также проявляется в том, что она не терпит возле себя изображений других Святых или Духов. Единственный Святой, которого допускается ставить рядом с ней — Святой Иуда (не Искариот) — защитник обездоленных и покровитель опасных начинаний. Других Святых прихожане опасаются размещать вблизи её взора.

Поклоняющийся Сантиссиме носит при себе её изображение, как символ того, что он о ней всегда помнит. Обычно это золотой/серебряный кулон-образок Смерти или брелок. Для большей эффективности амулет закаляют на огне свечи. Следует избегать прикосновений чужих рук к медальону. Также многие адепты делают на теле татуировку с изображением Святой — это охраняет человека от пули, ареста и других неприятностей.

Некоторые обряды исполняют только дети (как правило — маленькие девочки), ведь Святая Смерть особенно благосклонна к их чистоте и невинности.

Общаться с Муэртитой (в отличии от христианской религии) принято на равных — расправив плечи и с гордо поднятой головой. Обращаясь к Святой, нужно смотреть ей прямо в глаза. Часто лик или статую окуривают сигарным табаком для своеобразного очищения. Угощая её различными дарами, угощаются и сами.

Чтобы Santa Muerte исполнила желание, к её алтарю следует прийти на коленях. Это действо очень наглядно показано в одном из эпизодов сериала “Во все тяжкие” (Breaking Bad).

В каждую первую ночь месяца проводится месса с последующим благословением всех пришедших.

Но некоторые адепты нашли хитрый способ бросить эту веру в случае необходимости: нужно трижды омыться святой водой, а потом оставить статую с косой в католическом храме.

Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэрте и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания, его приверженцев официально не преследуют. Тем не менее, против последователей этой веры периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти.

При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с чёрной магией и продолжают считать себя правоверными католиками. Более того, в последнее время стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах за депутатов, выступающих против признания Santa Muerte.

В силу того, что культ Святой Смерти не проповедует (подобно христианству) смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а, напротив, даёт адепту уверенность и силу отстаивать свои права, отношение правительства Мексики к культу двойственное. С одной стороны, его не одобряют, призрительно называя “суеверие отбросов общества”, верить в которое культурному и образованному человеку стыдно. С другой стороны, культ существует и развивается с негласной поддержки властей, ибо правительство и госчиновники сами частенько обращаются за помощью к “Мадонне с косой”.

Забавным фактом является то, что во время Чемпионатов Мира по Футболу, Сантиссиму облачают в цвета мексиканского флага (зелёный, белый, красный), а в её руки (вместо традиционного земного шара) помещают футбольный мяч. Всё это делается ради того, чтобы Белая Девочка принесла удачу национальной сборной. Помогает это, или нет, судите сами. Но факт остаётся фактом — сборная Мексики является самым неудобным соперником для сильнейшей в мире сборной — команды Бразилии. А за последние десять лет встречи этих стран в официальных матчах принесли Мексике шесть побед из семи возможных.

Но не только футбол приводит Santa Muerte почти в каждый дом. Сегодня образ Смерти популярен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами. Он стал частью искусства, и его активно изпользуют в своих работах художники и дизайнеры по всему миру. Скелет в элегантном платье появляется на полотнах Диего Риверы и Фриды Кало, на гравюрах и книжных иллюстрациях Хосе Гуадалупе Посада.

Сравнительно недавно компания Nike выпустила серию кроссовок под названием Santa Muerte.

А если мы внимательно посмотрим на фотографию татуированой звезды мировых подиумов Рика Дженеста (Zombie Boy), то не сложно понять, что стало источником вдохновения для его “загробного” имиджа.

Мексика — уникальная страна, где отношение к смерти радикально отличается от знакомых нам с детства вещей. Нотъемлемой частью жизни большинства населения является ежегодное празднование Дня Мёртвых (Día de los Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, который проходит 1 и 2 ноября. Есть поверье, что в эти дни души ушедших родственников посещают родной дом. По всей стране устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, текила льётся рекой. Кладбища украшают лентами и цветами, а дороги к жилищам заставляют свечами, чтобы покойник мог найти путь домой.

Главный атрибут Дня Мёртвых — фигурка Калавера Катрина (исп. La Calavera Catrina) — это женский скелет в роскошном платье, эдакая модница из загробного мира — своего рода прототип Святой Смерти. Разнообразие подобных фигурок поражает воображение — помимо шикарных нарядов, Катрина может иметь приданное в виде туалетного столика, рояля, автомобиля, или даже джакузи. Нередко она предстаёт в самых неожидпнных образах: от невесты и танцовщицы фламенко до рок-звезды и гейши.

Día de los Muertos — красочное событие, на котором нет места скорби. Горожане переодеваются в костюмы упырей, вурдалаков и самой Смерти. Также принято посыпать голову пеплом и всю ночь перемывать косточки усопших родственников. Песни, пляски и азартные игры непременно сопровождают торжество, горевать и плакать на котором категорически запрещается. Ещё одна интересная традиция Дня Мёртвых — создание карикатурных изображений ныне здравствующих важных персон в сопровождении стихотворных некрологов.

День мёртвых — день празднования жизни! И не зря мексиканская народная мудрость гласит: ”Всему лучшему во мне я обязан смерти!”

Тэги: Мексика, Мудрость путешественника
Посмотрели статью 2,6 тыс.
Поделились статьей 4
8 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться Поделиться