Об авторе
Иля Антеби, кулинарный критик и эксперт по израильской кухне. Родом из Беларуси, 30 лет живет в Израиле.
После армии поступила в престижную кулинарную школу «Тадмор», где получила диплом по специальности «кулинарное дело». Работала на кухнях именитых ресторанов и кафе, в маленьких кондитерских, французских пекарнях.
По счастливому случаю попала на израильское телевидение, где снимала репортажи о ведущих ресторанах Израиля, выступала в роли кулинарного критика и эксперта, работала исполнительным продюсером. Судьба дала возможность работать с шеф-поварами мирового уровня, среди которых Меир Адони, Ниир Цук, Аарони, Сегев, Рут и Тами Сиркис.
Иля вела свою рубрику в главном израильском женском журнале «Ла иша». Сейчас у Или свой кулинарный блог и бутик-кондитерская.
— Иля, на твой взгляд, в чём уникальность современной израильской кухни?
— Израильской кухне всего 71 год — столько, сколько государству Израиль. Что совсем немного для формирования любой традиции, не только кулинарной. Так что наша кухня очень молодая. Я бы сказала, ребёнок, который только научился ходить. Он не знает, кем станет, когда вырастет, но у него уже есть яркий характер: мыслит свободно, ведёт себя непринуждённо, порой дерзко, одевается просто, смеётся шумно. Он радушный и тёплый. Любит поесть, как едят только короли.
Ты спросишь меня, а что же тогда еврейская кухня и чем она отличается от израильской. Так вот, под еврейской кухней русскоязычная аудитория зачастую подразумевает традиционную пищу европейских евреев: рыбная закуска форшмак, запеканка из макарон кугель, сытное мясное блюдо чолнт. Но здесь, в Израиле, живут евреи из самых разных уголков мира: йеменцы, марокканцы, аргентинцы, иракцы. И у каждого народа — свои кулинарные традиции. Эти традиции были привезены сюда, смешались в один красочный и вкусный салат, пропитались средиземноморской свежестью и ближневосточным колоритом. Так из контраста — морей и пустынь, Востока и Запада, традиций и новых веяний — родилась израильская кухня.
Что ещё отмечу в израильской кухне? Израильтяне очень хлебосольны. Мы любим готовить, любим есть, угощать и собираться вокруг стола большой компанией. И не раз в год или месяц, а каждую пятницу. Например, в израильских семьях есть такая фраза «ставить кастрюли», что значит готовиться к пятнице с четверга. На столе, как правило, не одно основное блюдо, а несколько, ведь в одной семье могут быть представители нескольких культур. И каждый любит что-то своё: один любит рыбу в красном соусе, другой — в сливочном, третий любит жареную рыбу. И каждого нужно накормить. В конце концов, вкусная еда делает людей счастливее. А мы в равной мере любим получать радость и дарить её. То же и в местах общественного питания. Возможно, ты заметила, что порции в ресторанах большие, к одному блюду принесут еще три в придачу. Приготовлению и угощению гостей уделяется много внимания.
Наконец, израильская кухня считается здоровой. Результаты недавнего исследования авторитетного медицинского журнала Lacent показали, что в Израиле один из наиболее правильных рационов питания. Я думаю, благодаря двум вещам.
Во-первых, в нашей кухне много разнообразных фруктов, овощей, орехов и злаков — всё благодаря климату и традициям, которые привезли евреи со всего мира. А ещё благодаря биотехнологиям: мы постоянно выводим новые сорта сельскохозяйственной продукции, предлагаем решения, связанные с водосбережением, альтернативной энергетикой. Отсюда и эффективное земледелие.
А во-вторых, мы действительно много думаем о пользе продуктов в последнее время, о более осознанном потреблении и об окружающей среде. Будучи страной иммигрантов, мы открыты новому и смотрим на то, как изменяются кулинарные традиции в мире. Уже сейчас мы на лидирующих позициях по количеству людей, полностью отказавшихся от животного белка. В Тель-Авиве, например, в меню свыше 400 заведений есть блюда для вегетарианцев. Мы много экспериментируем и доводим до совершенства то, что есть. Так что инновации у нас не только в технологиях, но и в кулинарии.
— Вегетарианство — почему оно стало новым трендом израильской кухни?
— С одной стороны, новые веяния в современной кухне. Мы относительно маленькая страна. Информация распространяется молниеносно. И если новые идеи приживаются, они так же быстро становятся трендом.
С другой — традиции еврейской кухни, которые были привезены сюда со всего света. Например, еврейские общины из Эфиопии или Ирака всегда были бедными. В кухне этих народов почти не было мяса: в основном они питались бобовыми и злаками. Это и стало частью их рациона уже здесь, в Израиле.
Несколько десятков лет назад новые репатрианты перенимали местные устои, порой забывая свои корни. Сейчас ровно наоборот: молодое поколение старается наследовать лучшие традиции своих предков, в том числе кулинарные. И более того, преобразует во что-то новое, полезное, привлекающее глаз. Раньше из чечевицы бедняки готовили похлёбки и каши. А сегодня почти во всех уважаемых ресторанах найдёшь салаты из чечевицы, похожие на произведения искусства. И это вкусно! Невеганы пальчики облизывают, понимая, что растительная пища не хуже мяса.
— Можно ли сказать, что перенимать традиции предков и превращать в новое — это тренд израильской кухни?
— Это неотъемлемая часть тель-авивского стритфуда как минимум. Традиционные блюда, но с модным твистом, вызывают у меня наибольший интерес. Молодые повара возрождают то, что было на столе их бабушек и дедушек, и делают из этого что-то новое.
Есть такие куриные котлетки махши, которые пришли к нам из кухонь евреев Ливии и Туниса. Между двумя тоненькими пластинками картошки кладётся куриная котлетка. Полученный «сэндвич» обваливают в муке, яйце и тушат. Так вот, в небольшом стритфуд-ресторане Тель-Авива «Махши» придумали, как преобразовать бабушкин рецепт приготовления этого ливийского блюда в новое. И очень хорошо придумали.
Здесь куриную котлетку делают размером с фалафель, так, чтобы она помещалась в питу. И делают её не только с картошкой, но ещё и с кабачком и бататом. Подают котлетки тоже по-новому: не с кускусом на тарелке, как подавала бабушка, а в пите с салатами. Получается изумительное новое блюдо: пита с тремя видами куриных шариков, плюс запечённые на гриле овощи и свежий овощной салат с тхиной. Обалдеть как вкусно!
Приведу ещё один пример. На рынке Кармель есть лавка Bourekas LTV. Шеф-повар заведения совместил традиции своих греческих корней с новыми веяниями Тель-Авива: пробовать необычные сочетания, открывать стритфуд-ресторан, кухня которого основана на традициях предков. Так он придумал самые интригующие бурекасы, и не только в Тель-Авиве, а вообще во всём Израиле.
Бурекас — это пирожок из слоёного теста, который обычно начиняется картошкой и шпинатом и смазывается растительным маслом. А Меир, шеф-повар заведения, решил следовать требованиям молодого поколения, а именно чтобы в ресторанах появлялось всё больше некошерных блюд (Кошерной называют пищу, которая отвечает требованиям кашрута, системы правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям еврейского Закона Галахи. — Прим. ред.). Меир придумал смазывать пирожки сливочным маслом и начинять неожиданными продуктами: креветками, сладким мясом ягнёнка, ананасами, артишоками. В итоге получилось наивкуснейшее сочетание.
— Что ещё из тель-авивского стритфуда порекомендуешь попробовать?
— Фалафель в пите — символ израильского стритфуда. Это шарики из перемолотого свежего нута с зеленью и специями, обжаренные во фритюре и помещённые в питу с хумусом.
Найти фалафель можно на каждом углу, но вкусный готовят не везде. В некоторых фалафельных, например, редко меняют масло для фритюра или добавляют хлеб, а это уже признаки плохого продукта.
Я сама умею готовить фалафель и изучала, где какой готовят. Могу посоветовать два места:
- маленькую лавку «Эльад» на улице Акармель, 46, рынок Кармель;
- фалафельную HaKosem.
Cабих — традиционный шаббатный завтрак иракских евреев. Горячую питу раскрывают, как кармашек, и начиняют жареными баклажанами, яйцом (для этого блюда яйцо варится на маленьком огне всю ночь) и картошкой. К этому добавляют соус тахини, острый соус амба и несколько видов салата. Сейчас это один из самых популярных сытных стритфудов в Израиле. Пробовать советую в местечке «Сабих Черняховски» — оно по версии французского ресторанного рейтинга Gault Millau (аналог Мишлена) стал в 2018 году лучшим израильским стритфудом.
Рекомендую сходить в ресторан уличной еды «Дунья». Шеф-повар — Меир Адони, один из известнейших в Израиле, автор и владелец нескольких ресторанов высокой кухни в разных уголках мира, в том числе в Нью-Йорке и Берлине. В «Дунье» большой выбор мясных блюд с марокканскими корнями (родителя Меира родом из Марокко) и нью-йоркским шиком (в последние годы Меир творит в основном в Нью-Йорке).
Попробуйте марокканскую булочку френу со шпондрой (или асадо, нежнейшей говядиной на гриле) под мексиканским соусом чипотле из копчёных перцев с нутом, бататом и кунжутной пастой. Или, например, сосиску из мяса ягнёнка, поданную с корейским салатом кимчи из солений и чипсов в марокканской булочке.
Раз уж мы заговорили о шеф-поварах Израиля, которые сумели взять лучшее из высокой кухни, то упомяну Эяля Шани — самого почитаемого в Израиле. Два его стритфуд-ресторана в Нью-Йорке заняли первое место в своей категории. В Тель-Авиве у него бар «Мизнон». Здесь по его рецепту готовят самую вкусную в городе питу.
Из других мест силы — гастропаб «Минзар», знаменитый в городе стритфуд-ресторан напротив рынка Кармель. Здесь можно выпить хорошее пиво. Из основных блюд стоит попробовать морепродукты с хумусом — обалденное сочетание.
Ну и напоследок: загляните в ресторанчик йеменской кухни «Шимон» на рынке Кармель. Здесь делают самые вкусные в городе супы: с говяжьей ногой, с курицей, с потрохами, рыбный суп с томатным соусом. Супы наваристые, с головокружительным ароматом, подаются с йеменской лепёшкой, соусом хильбе из семян пажитника и густым острым соусом схугом из зелени и перца. Особенно хорошо этот суп идёт зимой, когда ветрено и дождливо.
— Ты упомянула, что открывать рестораны быстрого питания — тоже местный тренд. Почему стритфуд столь популярен в Израиле?
— Молодое поколение возвращается к своим корням — даже в кулинарии — и понимает, что с этим можно что-то делать. Отсюда столько экспериментов в виде лавок и небольших кафе, где можно вкусно поесть. Людям это нравится: очередь встретишь именно в рестораны фастфуда. На них огромный спрос, и индустрия растёт.
Если смотреть шире, то у появления многочисленных стритфуд-ресторанов в городе есть и экономические причины. Вести более-менее крупный ресторанный бизнес в Тель-Авиве дорого. У нас высокие пошлины на землю, на продукты. Даже если ресторан некошерный, все продукты, поставляемые на кухню заведения, проходят проверки на соответствие кашруту (Прим. от редактора — система правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям еврейского Закона Галахи). Это заметно повышает цены.
У многих ресторанов дефицит рабочей силы. При этом её стоимость растёт. Всё это заставляет рестораторов переходить на стритфуд и закрывать более дорогие заведения.
— По поводу дороговизны продуктов. В чём причина высоких цен?
— У нас высокие таможенные сборы на продовольственные товары, есть дополнительные ограничения на импорт.
Картели фермеров и крупных оптовых торговцев контролируют потребительские цены, а ограничения на импорт исключают возможность здоровой конкуренции с крупными импортёрами.
— Существует мнение, что даже в Тель-Авиве сложно найти привычные продукты. Так ли это, на твой взгляд?
— Сложно представить себе, что вдали от родного города или страны будут продавать привычные тебе продукты прямо за углом. Этого невозможно требовать. Но причины ограниченного доступа к некоторым продуктам всё-таки есть.
У нас есть кашрут, некоторые продукты порой сложно найти в Иерусалиме и уж тем более в отдалённых районах страны. Но в Тель-Авиве такой проблемы нет. Доля кошерных ресторанов падает — их можно пересчитать по пальцам. Да и в одной из самых популярных продовольственных сетей в городе TivTаam можно найти и творог, и свинину, и морепродукты. Многие из магазинов сети TivTaam работают 24/7.
— Иля, и напоследок: что вкусного порекомендуешь привезти из Израиля?
— О, на этот случай у меня целый список. Если решили привезти из Израиля что-нибудь вкусное, готовьте целый чемодан!
Финики — наш знаменитый сувенир. Непревзойдённым лидером считается сорт маджуль. Финики маджуль не спутаешь ни с каким другим сортом: они большие, мясистые, блестящие, насыщенного бордового цвета. Можно купить на рынках на развес, а можно в магазине.
Специи — отличный подарок. Они невесомы — легко набрать на полгода вперёд. Из самых полезных и вкусных я рекомендую:
- приправу заатар;
- сумак (сумах);
- кумин;
- персидский лимон.
Не покупайте специи на рынке Кармель (крайне туристическое место) и везде, где они хранятся в открытых мешках на солнце. Как правило, это разбавленные несвежие специи. Чтобы не ошибиться, закупайтесь в магазине «Тавлинский» на рынке Левински — хорошо исследованная мной территория, качество специй там высокое — знаю точно.
Соус тахини — концентрированная кунжутная паста, по вкусу напоминающая несладкую халву. Один из базовых продуктов израильской кухни. Перед употреблением разведите пасту холодной водой, постоянно помешивая до консистенции густой сметаны. Добавьте лимонный сок, соль и капельку сока свежего чеснока.
В хорошей пасте тахини (или тхине) ничего, кроме перемолотых кунжутных семян, быть не должно. В Израиле такую пасту продают на каждом углу. Вот несколько проверенных временем брендов, производящих лучшую кунжутную пасту:
- Ар-браха (Har Bracha)
- А-йона (The Dove / Ha Yona)
- А-гамаль (The camel / Ha Gamal)
- Ерушалаим (Jerusalem)
- Эль Арз (Al Araz)
- Шхем (Nablus)
Манговый соус амба — ещй один интересный сувенир. По классическому рецепту, амба готовится из мякоти неспелых манго, которые маринуются и настаиваются в солёной воде две недели. К ним добавляют лимонные цедру и сок, семена пажитника сенного и куркуму. Получается ярко-жёлтый, густой, чрезвычайно ароматный, кисло-сладкий и острый соус. Амбой заправляют рыбу, мясо, овощи, добавляют в питу и сабих. Используют амбу как горчицу — маленькими порциями, на кончике ножа. Соус очень ароматный — пакуйте его хорошо, чтобы запах не распространился на всё содержимое чемодана.
Перечисленное мной — must have. А ведь есть ещё пахлава, мёд, оливковое масло — более распиаренные сувениры, но не менее вкусные. Это вдобавок к ровному загару, который можно привезти домой даже поздней осенью, ярким фотографиям на фоне бескрайнего побережья Тель-Авива и чудесным воспоминаниям.
Редакция Ostrovok.ru благодарит Илю Антеби за все вкуснейшие фотографии!