Ситуация с коронавирусом: ограничения в странах мира и регионах России
Проверить
Ситуация с коронавирусом: ограничения в странах мира и регионах России
Проверить
Национальный характер: чему может научить Камбоджа

Национальный характер: чему может научить Камбоджа

Почувствовать кхмерский национальный характер с наскоку не удаётся практически никому. 

Путешественник–залётчик, купив дешевый тур в Камбоджу на два дня, успевает только рысью пробежаться по магнетическим древним руинам Ангкора, выпить камбоджийского светлого на Паб-стрит, съесть кусок пиццы с марихуаной в сомнительном заведении да прокатиться ночью на тук-туке по улочкам спящего Сием Реапа. А у большинства даже на эту программу не остаётся сил.

Ну а кхмеры, из глубины своих лавочек, из гамаков, подвешенных прямо внутри тук-тука, с лёгкой улыбкой взирают на эту туристическую суету больших белых человеков, которые, как тучи, проплывают на своих громоздких автобусах, оставляют осадки в виде зеленых купюр и утекают дальше в неизвестном направлении.

Александр Шлотов
3,1 тыс.
10 минут чтения

Требования для въезда в Камбоджу в 2021 году

Камбоджа открыта для российских туристов. Без карантина можно посетить Сиануквиль, остров Кох Ронг и курорт Dara Sakor Resort.

Для въезда и свободно пребывания в стране понадобится:

  • забронировать отель на пять дней в Сиануквиле, или на острове Кох Ронг, или на курорте Дарасакор в районе Ботум Сакор, провинция Кох Конг (через пять дней можно свободно путешествовать по стране);
  • предъявить сертификат о вакцинации (одобрены все отечественные вакцины);
  • сдать ПЦР-тест за 72 часа до поездки;
  • оформить электронную визу на сайте (36$), виза действительна три месяца;
  • пройти скрининг в аэропорту по прилёте.

Между Россией и Камбоджей пока не восстановлено авиасообщение, однако авиакомпания AZUR air получила допуски на рейсы в столицу Пномпень из 12 российских городов. Новости по авиаперелётам ожидаются к 19 ноября.

Кхмеры не делают секрета из своих достоинств — они доступны для понимания: нужно лишь время, чтобы почувствовать их. За восемь лет пребывания в Камбодже, мне кажется, я приблизился к этому.     

Но эта картинка — из далёкого прошлого. Сейчас изменились некоторые механики, детали путешествия, национальный характер пусть и раскрылся новыми гранями, но всё же остался цельным. Вот об этой цельности — о том, что не изменилось в реалиях 2020-2021 — и будет мой рассказ.

Кхмеры не делают секрета из своих достоинств — они доступны для понимания: нужно лишь время, чтобы почувствовать их. Фото: GuoZhongHua / Shutterstock.com

Имперская гордость, скромность и спокойствие

Когда-то давно, десять веков тому назад, маленькая Камбоджа была грозной, богатой и мудрой империей Кхмеров. Это государство задавало тон всему Южно-Азиатскому региону. Кхмерская империя была локальной метрополией, транслировала свои ценности, культуру, религию, науку, политическую программу и социальные механики соседям, а те и воспринимали, открыв рот.

Древнее государство было центром сосредоточения интересов Китая, Индии, Индонезийской империи: со всего мира сюда стекались товары, приезжали специалисты и интеллектуальная, творческая элита. Результатом этой синергии стали храмы Империи Кхмеров — древние города Ангкор Тхом, Яшодхарапура, Харихаралайя — сами названия этих мест звучат как заклинания! 

Камбоджа была центром сосредоточения интересов Китая, Индии, Индонезийской империи, результатом этой пятивековой синергии стали храмы Империи Кхмеров, среди которых — древний город Ангкор Тхом. Фото: Guitar photographer / Shutterstock.com

Обладая врождённым чувством скромности и ощущением собственной незначительности, кхмеры искренне удивляются, что весь мир очарован их скульптурами, архитектурой и дизайном. Одновременно с этим, нет в Азии человека более гордого, чем кхмер, который знает, какой архитектурный подвиг совершили его предки в прошлом и осознаёт свою связь с этой культурой. Вот такие, казалось бы несовместимые, качества как гордость и осознание собственной незначительности парадоксальным образом существуют в кхмерском менталитете.

Имперское наследие и буддийское влияние самой древней из школ — Тхеравады. Это учение пропитывает все аспекты жизни в стране — от рождения до кремации.

Вот такие, казалось бы несовместимые, качества как гордость и осознание собственной незначительности парадоксальным образом существуют в кхмерском менталитете.
Фото: Ivan Soto Cobos / Shutterstock.com

Три года и восемь месяцев небытия

17 апреля 1975 кхмерский национальный характер подвергся радикальной проверке Маоиским изводом идеологии коммунизма. Маленькое азиатское королевство было втянуто в большую войну — США, СССР и Китай воплощали свои стратегии руками меркантильного Вьетнама, подчинённого Таиланда, пробуждающихся Лаоса и Камбоджи — случилась насильственная перекодировка через тяжелейшие условия жизни, труда, голод и лишения. 

 Пока восемь млн человек строили коммунистическую утопию без социальных, культурных, политических институтов, без денежного оборота и свободы перемещения, её новые лидеры, вчерашние партизаны из джунглей, всё больше впадали в паранойю. В 1978 году была запущена машина репрессий, в стране начался геноцид.

17 апреля 1975 кхмерский национальный характер подвергся радикальной проверке Маоиским изводом идеологии коммунизма. Фото: Iuliia Shcherbakova / Shutterstock.com

Окопный коммунизм Пол Пота с его аскетизмом и упором только на собственные силы резонировал с важными чертами национального характера. А актуализация призыва «Мы строим самое передовое общество» играла на потаённой имперской черте кхмеров — задавать тон, быть примером.

Но когда колосс рухнул, вся страна начала приходить в себя и трезветь от кровавого насилия гражданской войны и сладких речей мудрого диктатора Пол Пота, который так умело подобрал отмычку к сердцам камбоджийцев.

Когда колосс рухнул, вся страна начала приходить в себя и трезветь от кровавого насилия гражданской войны. Фото: evenfh / Shutterstock.com

Матриарх и её рабочие пчёлки

Кхмеры лечили свои раны почти 30 лет. Восстанавливались семейные уклады и кланы, практически полностью уничтоженные коммунистическим помутнением рассудка. Отстраивались буддийские пагоды — нравственные и духовные ориентиры кхмеров. Возвращались из эмиграции родственники, рождалось новое поколение детей, которое не знает войны, но видит её последствия. 

Жуткое прошлое ещё долго тревожило мирную жизнь кхмеров — миллионы боевых снарядов и мин периодически взрывались. До 2010 года Камбоджа носила пугающий титул «самая заминированная страна в мире».

Кхмеры лечили свои раны почти 30 лет, восстанавливались семейные уклады и кланы. Фото: SantiPhotoSS / Shutterstock.com

Огромным трудом — благодаря международным и волонтёрским организациям, героическим собакам и большим африканским крысам — кхмеры практически полностью очистили свою землю от мин и снарядов. Сейчас все подозрительные участки находятся в основном в глухих деревнях на границе с Вьетнамом и Лаосом — там постоянно работают мохнатые деминёры, которые вынюхивают убивающий металл. 

С наступлением мира, кхмерский народ взял курс на формирование национального характера практически с нуля: через бабушкины легенды и сказки о духах, хроники Кхмерской империи и буддийские мантры.

С наступлением мира, кхмерский народ взял курс на формирование национального характера через бабушкины легенды и сказки о духах, хроники Кхмерской империи и буддийские мантры. Фото: Poring Studio / Shutterstock.com

После войны главную роль в семье заняла женщина — наработки древнего кхмерского матриархата снова нашли применение. Мать занимается главным — ведет бюджет большого кхмерского клана, являясь этакой королевой улья, которой кхмерские мужчины приносят скромную зарплату и отдают всё до последнего кхмерского риэля! Матриарх подыскивает дочерям подходящих мужей, пристраивает в хорошую школу сыновей, внуков, племянников — одного обязательно отдадут в монахи для улучшения семейной кармы. 

Дочь из семьи никуда не уходит, наоборот — она в свой клан приводит мужа. Кхмерский клан — это несколько семей: взрослые дочери матриарха, живущие под одной крышей на большом участке земли, часто с собственным рисовым полем.

После войны главную роль в семье заняла женщина — наработки древнего кхмерского матриархата снова нашли применение. Фото: Background Photo / Shutterstock.com

Ну а муж заботится о домашних механизмах, многочисленных мотобайках, клановом доме, о скоте и следит за тем, чтобы телевизор исправно работал, а диагональ увеличивалась согласно технологическому прогрессу.

По достижении почтенного возраста матриарх передаёт всю клановую бухгалтерию самой мудрой и толковой дочери, а сама, собрав пожитки, частенько уходит в пагоду, где принимает обеты, постриг и становится сестрой «яй чи», буддийской монахиней бикшуни. Остаток жизни бывший матриарх изучает углублённый буддизм, постигает таинства гороскопа, предсказаний и ритуалов. 

Многочисленная родня и новая матриарх регулярно навещают её, а она — их.

Муж заботится о домашних механизмах, многочисленных мотобайках, клановом доме, о скоте и следит за тем, чтобы телевизор исправно работал. Фото: OULAILAX NAKHONE / Shutterstock.com

Философия гамака

Кхмерский язык двумя ногами стоит на великом праязыке санскрите, как, впрочем, и русский. Нам слово «сок» объяснять не нужно — сосредоточение чего-то, суть. А вот «сабай» — надо раскрыть. Традиционное рефренное кхмерское приветствие, прощание, пожелание, вопрос и утверждение, переводится как «У тебя всё спокойно, благополучно?», вроде «Ты на правильном сосредоточен, на спокойствии?». И ответ такой же — «Сок сабай!». Напоминает шутку из монолога Андрея Миронова из фильма «Женитьба Фигаро» про God damn it! 

«Сок сабай» можно применять по поводу и без: прощаясь в магазине, где ты только что взял бутылочку кхмерского рисового виски, или когда не знаешь, с чего начать разговор с очаровательной азиаткой в баре «Cozy Bar» с интригующей репутацией.

«Сок сабай» можно применять по поводу и без: прощаясь в магазине, где ты только что взял бутылочку кхмерского рисового виски, или когда не знаешь, с чего начать разговор с очаровательной азиаткой в баре «Cozy Bar». Фото: mikecphoto / Shutterstock.com

Именно покой и удовлетворение — то, что кхмеры ценят больше всего на свете. Может, поэтому французские колониалисты именно в Камбодже были приняты ласковее всего. Кхмеры с французами практически не воевали, потому что французское joie de vivre (радость жизни) прекрасно коррелирует с национальным сок сабаем!

А постигать эту прекрасную философскую мантру нужно после сытного обеда, который случился ровно в 12:00 по полудню (позже — уже неблагоприятно для пищеварения) и непременно в гамачке. Регулярный приём пищи (в 7:30, в 12:00 и в 18.30) и гамаки — основа национальной заботы о здоровье.

Регулярный приём пищи и гамаки — основа национальной заботы о здоровье. Фото: Iryna Hromotska/ Shutterstock.com

Кхмерские дети сразу после родов попадают в гамаки — у всей нации прекрасная осанка. На рынках торговки тоже дремлют в гамаках: захотел что-то купить, изволь растолкать сонную продавщицу и хорошенько с ней поторговаться. Тоже местное развлечение!

Мистическое восприятие мира

У любого внешнего социального конструкта есть своя потаённая сторона, нас этому ещё Карл Густав Юнг учил. У спокойных и уравновешенных кхмеров, которые, как хоббиты, ценят хорошую крынку с рисом, сочную жареную рыбку с большим количеством зелёных пряностей и овощей, «качающий» на сквозняке гамачок и полный дом голопопых детишек, есть свой личный шкаф со скелетами. Только в кхмерских реалиях это большой глиняный кувшин. В деревнях в таких кувшинах держат дождевую воду.

Связь кхмера с миром духов — это и есть камбоджийский юнговский ИД! Фото: photo_jeongh / Shutterstock.com

Связь кхмера с миром духов — это и есть камбоджийский юнговский ИД! То мрачное прошлое, где живут духи умерших предков, утопленных любовниц и прочая нечисть. И эти существ могут вредить и вредят! 

Раз в году в Камбодже открываются порталы из мира духов, и сущности посещают свои старые кланы. Весь кхмерский фольклор зафиксирован в школьных учебниках с первого по девятый класс. А там исключительно истории о духах, зомби, привидениях, вампирах и утопленниках. Русский мистический романтизм в Камбодже нашел бы потрясающий источник для сюжетов, если бы Гоголь и Жуковский только знали!

Раз в году в Камбодже открываются порталы из мира духов, и сущности посещают свои старые кланы. Фото: Boule / Shutterstock.com

Чтобы кхмерское сознание хоть как-то переваривало эту перманентную связь с миром духов, в каждом доме и на каждом участке стоят алтари — инструменты для общения с потусторонним миром.

В задачу членов семьи входит кормить и питать предков и духов, у которых в алтарях есть сезонные смены. Делать различные, по сезону, подношения и верить, что гроздь бананов и конфеты с чаем подарят им благословения от умерших родственников.

В каждом доме и на каждом участке стоят алтари — инструменты для общения с потусторонним миром. Фото: saiko3p / Shutterstock.com

Потаённый азарт

Азарт — ещё одна потаённая и скрытая от беглого осмотра национальная черта. Карма — то, с чем человек пришёл в этот мир, заслуги прошлой жизни — пол, красота, интеллект, благосостояние и прочие уши, ресницы. Но злодейку-карму можно улучшить — лотереей! Вся страна самозабвенно играет в королевскую и национальную лотерею в надежде сорвать банк. Под любой банкой пива и газировки — лотерея: собери 10 крышечек и обменяй на плюшевого медведя или мотобайк! Но самые хардкорные игроки не размениваются на такие мелочи: ставки на дождь — их выбор!

Самые высокие ставки в сухой сезон. Когда муссоны обрушиваются на страну три раза в день, как по расписанию, в это время играют только неоперившиеся новички, набивают руку. А вот в сухой сезон периодически бывают внезапные, кратковременные сильные проливные дожди — их тут называют манговые, а не грибные. Такие дожди усиливают сладость этого плода. На них-то и ставят игроки.

Азарт — ещё одна потаённая и скрытая от беглого осмотра национальная черта. Cамые хардкорные игроки делают ставки на дождь. Фото: Wirestock Creators / Shutterstock.com

Требуется: пачка бумаги А4, крыша сарая в районе, где должен пойти дождь, сторонний наблюдатель с рацией и 1000 долларов минимум. Наблюдатель каждые 15 минут докладывает в «казино» о состоянии неба. Пачка бумаги слиплась от дождя — деньги забирает игрок, не было дождя — богаче стало «казино». Ставки доходят до 50 000 долларов. Кхмеры закладывают землю, ставят дома, машины и кровные мотобайки. Так что парень, у которого ты покупаешь местную сим-карту, запросто может быть влиятельным подпольным «казино», который сегодня курирует три-четыре ставки по 10 000 долларов в разных районах города, а ты за доллар торгуешься (но торговаться нужно, это я для эмоционального усиления)!

Ставки доходят до 50 000 долларов, кхмеры закладывают землю, ставят дома, машины и кровные мотобайки. Фото: michel arnault / Shutterstock.com

Любопытство к иноземному

Работящие и внутренне простые кхмеры не испытывают напряжения от присутствия большого количества иностранцев в их стране.

Мы для них чрезвычайно любопытны. Наша светлая кожа и волосы здесь считаются привлекательными. Потому что сколько кхмерка ни отбеливает кожу кремами и пенками с эффектом и ни красит волосы — всё равно получается не то.

Кхмеры постоянно наблюдают за нами, но это не раздражает, потому что делают они это искренне и незаметно. И что самое важное — без агрессии и злобы. У них много ценного национального ресурса — доверия — который они тратят совершенно бездумно, но он магическим образом восполняется сам собой, проистекая от кхмерского образа жизни, красной земли Камбоджи и потрясающей зелени вечных джунглей и лесов.

Работящие и внутренне простые кхмеры не испытывают напряжения от присутствия большого количества иностранцев в их стране. Фото: BlueOrange Studio / Shutterstock.com

В Камбодже до сих пор наиболее комфортные визовые режимы и опции для иностранцев — без такой головной боли, как в Таиланде и Вьетнаме.

Кхмеры изначально к тебе относятся нейтрально-положительно, что разительно отличает их от чуточку лицемерного в этом отношения Таиланда и порой жесткого Вьетнама. Ну а если «баранг» — иностранец, априори подразумевается и переводится как француз, может хотя бы пару слов связать по-кхмерски — градус принятия взлетает на 100% моментально. Значит, проявил уважение к нашей древней культуре, языку и сделал шаг в понимании истории народа Камбоджи.


Даже в мизантропических и разделяющих людей реалиях 2020-2021 кхмеры не утратили свою национальную улыбку, доброе и уважительное отношение к иностранцам. Правда, улыбки сейчас скрыты за медицинской маской, но рано или поздно они снова засияют на их смуглых лицах.

Навестить кхмеров

Подпишись на горячие новинки блога!
Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.
Посмотреть на эти чудесные письма
Электронная почта
Ошибка на сервере. Не удалось отправить ваши данные. Пожалуйста, попробуйте еще раз!
Спасибо
Мы уже отправили вам письмо. Проверьте, пожалуйста!
Тэги: Камбоджа, национальный характер
В начало статьи
3,1 тыс.
10 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться Поделиться
Ситуация с коронавирусом: ограничения в странах мира и регионах России
Проверить