Требования для въезда в Камбоджу в 2021 году
Камбоджа открыта для российских туристов. Без карантина можно посетить Сиануквиль, остров Кох Ронг и курорт Dara Sakor Resort.
Для въезда и свободно пребывания в стране понадобится:
- забронировать отель на пять дней в Сиануквиле, или на острове Кох Ронг, или на курорте Дарасакор в районе Ботум Сакор, провинция Кох Конг (через пять дней можно свободно путешествовать по стране);
- предъявить сертификат о вакцинации (одобрены все отечественные вакцины);
- сдать ПЦР-тест за 72 часа до поездки;
- оформить электронную визу на сайте (36$), виза действительна три месяца;
- пройти скрининг в аэропорту по прилёте.
Между Россией и Камбоджей пока не восстановлено авиасообщение, однако авиакомпания AZUR air получила допуски на рейсы в столицу Пномпень из 12 российских городов. Новости по авиаперелётам ожидаются к 19 ноября.
Кхмеры не делают секрета из своих достоинств — они доступны для понимания: нужно лишь время, чтобы почувствовать их. За восемь лет пребывания в Камбодже, мне кажется, я приблизился к этому.
Но эта картинка — из далёкого прошлого. Сейчас изменились некоторые механики, детали путешествия, национальный характер пусть и раскрылся новыми гранями, но всё же остался цельным. Вот об этой цельности — о том, что не изменилось в реалиях 2020-2021 — и будет мой рассказ.
Имперская гордость, скромность и спокойствие
Когда-то давно, десять веков тому назад, маленькая Камбоджа была грозной, богатой и мудрой империей Кхмеров. Это государство задавало тон всему Южно-Азиатскому региону. Кхмерская империя была локальной метрополией, транслировала свои ценности, культуру, религию, науку, политическую программу и социальные механики соседям, а те и воспринимали, открыв рот.
Древнее государство было центром сосредоточения интересов Китая, Индии, Индонезийской империи: со всего мира сюда стекались товары, приезжали специалисты и интеллектуальная, творческая элита. Результатом этой синергии стали храмы Империи Кхмеров — древние города Ангкор Тхом, Яшодхарапура, Харихаралайя — сами названия этих мест звучат как заклинания!
Обладая врождённым чувством скромности и ощущением собственной незначительности, кхмеры искренне удивляются, что весь мир очарован их скульптурами, архитектурой и дизайном. Одновременно с этим, нет в Азии человека более гордого, чем кхмер, который знает, какой архитектурный подвиг совершили его предки в прошлом и осознаёт свою связь с этой культурой. Вот такие, казалось бы несовместимые, качества как гордость и осознание собственной незначительности парадоксальным образом существуют в кхмерском менталитете.
Имперское наследие и буддийское влияние самой древней из школ — Тхеравады. Это учение пропитывает все аспекты жизни в стране — от рождения до кремации.
Три года и восемь месяцев небытия
17 апреля 1975 кхмерский национальный характер подвергся радикальной проверке Маоиским изводом идеологии коммунизма. Маленькое азиатское королевство было втянуто в большую войну — США, СССР и Китай воплощали свои стратегии руками меркантильного Вьетнама, подчинённого Таиланда, пробуждающихся Лаоса и Камбоджи — случилась насильственная перекодировка через тяжелейшие условия жизни, труда, голод и лишения.
Пока восемь млн человек строили коммунистическую утопию без социальных, культурных, политических институтов, без денежного оборота и свободы перемещения, её новые лидеры, вчерашние партизаны из джунглей, всё больше впадали в паранойю. В 1978 году была запущена машина репрессий, в стране начался геноцид.
Окопный коммунизм Пол Пота с его аскетизмом и упором только на собственные силы резонировал с важными чертами национального характера. А актуализация призыва «Мы строим самое передовое общество» играла на потаённой имперской черте кхмеров — задавать тон, быть примером.
Но когда колосс рухнул, вся страна начала приходить в себя и трезветь от кровавого насилия гражданской войны и сладких речей мудрого диктатора Пол Пота, который так умело подобрал отмычку к сердцам камбоджийцев.
Матриарх и её рабочие пчёлки
Кхмеры лечили свои раны почти 30 лет. Восстанавливались семейные уклады и кланы, практически полностью уничтоженные коммунистическим помутнением рассудка. Отстраивались буддийские пагоды — нравственные и духовные ориентиры кхмеров. Возвращались из эмиграции родственники, рождалось новое поколение детей, которое не знает войны, но видит её последствия.
Жуткое прошлое ещё долго тревожило мирную жизнь кхмеров — миллионы боевых снарядов и мин периодически взрывались. До 2010 года Камбоджа носила пугающий титул «самая заминированная страна в мире».
Огромным трудом — благодаря международным и волонтёрским организациям, героическим собакам и большим африканским крысам — кхмеры практически полностью очистили свою землю от мин и снарядов. Сейчас все подозрительные участки находятся в основном в глухих деревнях на границе с Вьетнамом и Лаосом — там постоянно работают мохнатые деминёры, которые вынюхивают убивающий металл.
С наступлением мира, кхмерский народ взял курс на формирование национального характера практически с нуля: через бабушкины легенды и сказки о духах, хроники Кхмерской империи и буддийские мантры.
После войны главную роль в семье заняла женщина — наработки древнего кхмерского матриархата снова нашли применение. Мать занимается главным — ведет бюджет большого кхмерского клана, являясь этакой королевой улья, которой кхмерские мужчины приносят скромную зарплату и отдают всё до последнего кхмерского риэля! Матриарх подыскивает дочерям подходящих мужей, пристраивает в хорошую школу сыновей, внуков, племянников — одного обязательно отдадут в монахи для улучшения семейной кармы.
Дочь из семьи никуда не уходит, наоборот — она в свой клан приводит мужа. Кхмерский клан — это несколько семей: взрослые дочери матриарха, живущие под одной крышей на большом участке земли, часто с собственным рисовым полем.
Ну а муж заботится о домашних механизмах, многочисленных мотобайках, клановом доме, о скоте и следит за тем, чтобы телевизор исправно работал, а диагональ увеличивалась согласно технологическому прогрессу.
По достижении почтенного возраста матриарх передаёт всю клановую бухгалтерию самой мудрой и толковой дочери, а сама, собрав пожитки, частенько уходит в пагоду, где принимает обеты, постриг и становится сестрой «яй чи», буддийской монахиней бикшуни. Остаток жизни бывший матриарх изучает углублённый буддизм, постигает таинства гороскопа, предсказаний и ритуалов.
Многочисленная родня и новая матриарх регулярно навещают её, а она — их.
Философия гамака
Кхмерский язык двумя ногами стоит на великом праязыке санскрите, как, впрочем, и русский. Нам слово «сок» объяснять не нужно — сосредоточение чего-то, суть. А вот «сабай» — надо раскрыть. Традиционное рефренное кхмерское приветствие, прощание, пожелание, вопрос и утверждение, переводится как «У тебя всё спокойно, благополучно?», вроде «Ты на правильном сосредоточен, на спокойствии?». И ответ такой же — «Сок сабай!». Напоминает шутку из монолога Андрея Миронова из фильма «Женитьба Фигаро» про God damn it!
«Сок сабай» можно применять по поводу и без: прощаясь в магазине, где ты только что взял бутылочку кхмерского рисового виски, или когда не знаешь, с чего начать разговор с очаровательной азиаткой в баре «Cozy Bar» с интригующей репутацией.
Именно покой и удовлетворение — то, что кхмеры ценят больше всего на свете. Может, поэтому французские колониалисты именно в Камбодже были приняты ласковее всего. Кхмеры с французами практически не воевали, потому что французское joie de vivre (радость жизни) прекрасно коррелирует с национальным сок сабаем!
А постигать эту прекрасную философскую мантру нужно после сытного обеда, который случился ровно в 12:00 по полудню (позже — уже неблагоприятно для пищеварения) и непременно в гамачке. Регулярный приём пищи (в 7:30, в 12:00 и в 18.30) и гамаки — основа национальной заботы о здоровье.
Кхмерские дети сразу после родов попадают в гамаки — у всей нации прекрасная осанка. На рынках торговки тоже дремлют в гамаках: захотел что-то купить, изволь растолкать сонную продавщицу и хорошенько с ней поторговаться. Тоже местное развлечение!
Мистическое восприятие мира
У любого внешнего социального конструкта есть своя потаённая сторона, нас этому ещё Карл Густав Юнг учил. У спокойных и уравновешенных кхмеров, которые, как хоббиты, ценят хорошую крынку с рисом, сочную жареную рыбку с большим количеством зелёных пряностей и овощей, «качающий» на сквозняке гамачок и полный дом голопопых детишек, есть свой личный шкаф со скелетами. Только в кхмерских реалиях это большой глиняный кувшин. В деревнях в таких кувшинах держат дождевую воду.
Связь кхмера с миром духов — это и есть камбоджийский юнговский ИД! То мрачное прошлое, где живут духи умерших предков, утопленных любовниц и прочая нечисть. И эти существ могут вредить и вредят!
Раз в году в Камбодже открываются порталы из мира духов, и сущности посещают свои старые кланы. Весь кхмерский фольклор зафиксирован в школьных учебниках с первого по девятый класс. А там исключительно истории о духах, зомби, привидениях, вампирах и утопленниках. Русский мистический романтизм в Камбодже нашел бы потрясающий источник для сюжетов, если бы Гоголь и Жуковский только знали!
Чтобы кхмерское сознание хоть как-то переваривало эту перманентную связь с миром духов, в каждом доме и на каждом участке стоят алтари — инструменты для общения с потусторонним миром.
В задачу членов семьи входит кормить и питать предков и духов, у которых в алтарях есть сезонные смены. Делать различные, по сезону, подношения и верить, что гроздь бананов и конфеты с чаем подарят им благословения от умерших родственников.
Потаённый азарт
Азарт — ещё одна потаённая и скрытая от беглого осмотра национальная черта. Карма — то, с чем человек пришёл в этот мир, заслуги прошлой жизни — пол, красота, интеллект, благосостояние и прочие уши, ресницы. Но злодейку-карму можно улучшить — лотереей! Вся страна самозабвенно играет в королевскую и национальную лотерею в надежде сорвать банк. Под любой банкой пива и газировки — лотерея: собери 10 крышечек и обменяй на плюшевого медведя или мотобайк! Но самые хардкорные игроки не размениваются на такие мелочи: ставки на дождь — их выбор!
Самые высокие ставки в сухой сезон. Когда муссоны обрушиваются на страну три раза в день, как по расписанию, в это время играют только неоперившиеся новички, набивают руку. А вот в сухой сезон периодически бывают внезапные, кратковременные сильные проливные дожди — их тут называют манговые, а не грибные. Такие дожди усиливают сладость этого плода. На них-то и ставят игроки.
Требуется: пачка бумаги А4, крыша сарая в районе, где должен пойти дождь, сторонний наблюдатель с рацией и 1000 долларов минимум. Наблюдатель каждые 15 минут докладывает в «казино» о состоянии неба. Пачка бумаги слиплась от дождя — деньги забирает игрок, не было дождя — богаче стало «казино». Ставки доходят до 50 000 долларов. Кхмеры закладывают землю, ставят дома, машины и кровные мотобайки. Так что парень, у которого ты покупаешь местную сим-карту, запросто может быть влиятельным подпольным «казино», который сегодня курирует три-четыре ставки по 10 000 долларов в разных районах города, а ты за доллар торгуешься (но торговаться нужно, это я для эмоционального усиления)!
Любопытство к иноземному
Работящие и внутренне простые кхмеры не испытывают напряжения от присутствия большого количества иностранцев в их стране.
Мы для них чрезвычайно любопытны. Наша светлая кожа и волосы здесь считаются привлекательными. Потому что сколько кхмерка ни отбеливает кожу кремами и пенками с эффектом и ни красит волосы — всё равно получается не то.
Кхмеры постоянно наблюдают за нами, но это не раздражает, потому что делают они это искренне и незаметно. И что самое важное — без агрессии и злобы. У них много ценного национального ресурса — доверия — который они тратят совершенно бездумно, но он магическим образом восполняется сам собой, проистекая от кхмерского образа жизни, красной земли Камбоджи и потрясающей зелени вечных джунглей и лесов.
В Камбодже до сих пор наиболее комфортные визовые режимы и опции для иностранцев — без такой головной боли, как в Таиланде и Вьетнаме.
Кхмеры изначально к тебе относятся нейтрально-положительно, что разительно отличает их от чуточку лицемерного в этом отношения Таиланда и порой жесткого Вьетнама. Ну а если «баранг» — иностранец, априори подразумевается и переводится как француз, может хотя бы пару слов связать по-кхмерски — градус принятия взлетает на 100% моментально. Значит, проявил уважение к нашей древней культуре, языку и сделал шаг в понимании истории народа Камбоджи.
Даже в мизантропических и разделяющих людей реалиях 2020-2021 кхмеры не утратили свою национальную улыбку, доброе и уважительное отношение к иностранцам. Правда, улыбки сейчас скрыты за медицинской маской, но рано или поздно они снова засияют на их смуглых лицах.