Дорога до аэропорта/вокзала
Постепенно в крупных городах появляются специальные маршруты общественного транспорта, оборудованные для людей с ограниченными возможностями, а на новых станциях метро устанавливают лифты. Если с собой много вещей, а самолёт или поезд отправляется поздно вечером или рано утром — добираться лучше всего на такси. В других случаях можно воспользоваться услугами сопровождения московского метрополитена.
Такси
Если заказываешь обычное такси, обязательно указывай особенности пассажира и уточняй, поместятся ли в багажник инвалидное кресло, необходимые средства реабилитации, чемоданы и сможет ли водитель оказать помощь пассажиру при посадке и высадке. Также в Москве есть социальные такси, оснащённое подъёмниками.
Московское социальное такси
Чтобы воспользоваться услугами такси, нужно зарегистрироваться во «Всероссийском обществе инвалидов». Заявку на машину необходимо оставить за 24 часа до поездки по телефонам 8 (495) 276-03-33 и 8 (499) 999-02-37 (с 8 до 20 часов) или по электронной почте 2760333.ssp@mosgortrans.ru. В письме указываешь ФИО пассажира, контактный телефон и группу инвалидности. Для одного сопровождающего проезд будет бесплатным.
Метро
С 2013 года в московском метрополитене работает «Центр обеспечения мобильности пассажиров» — сотрудники организовывают сопровождение на всём пути: с момента входа на станцию метро до конечного пункта, в том числе:
- по территории вокзала вплоть до посадки на поезд,
- до московских автовокзалов,
- на «Аэроэкспрессе» до терминала аэропортов,
- по Московскому центральному кольцу (МЦК).
Чтобы оформить заявку, нужно заполнить форму в мобильном приложении, на сайте www.mosmetro.ru или позвонить по бесплатным телефонам: 8 495 622-73-41 и 8 800 250-73-41 (с 7 до 20 часов).
В аэропорту
Перед тем как бронировать билеты, ознакомься со списком специальных услуг авиакомпании и требованиями к безопасности пассажиров. Заранее узнай, какие справки нужны для собаки-поводыря, в каких случаях обязательно сопровождение, как оформить документы на сопровождающего и как в случае необходимости получить баллон с кислородом, плечевой ремень и другие специальные средства. Уточни, нужны ли рецепты на провоз лекарств.
Чтобы запросить услуги по сопровождению, нужно за три дня до вылета связаться с авиакомпанией и аэропортом.Для пассажиров с особенностями здоровья и сопровождающих организовывают приоритетную регистрацию, сдачу багажа, прохождение паспортного и таможенного контроля. Приезжай в аэропорт не позднее чем за четыре часа до вылета, чтобы избежать суматохи и воспользоваться всеми удобствами аэропорта. Например, специальными залами ожидания (информацию об их расположении можно найти на сайтах аэропортов). В самолёт маломобильные пассажиры поднимаются с помощью специального устройства — амбулифта, а на борту им предлагается узкая коляска для перемещения по салону.
Полную информацию об услугах московских аэропортов можно найти на сайтах аэропортов:
Если поездка заграничная, найди и сохрани справочную информацию о сопровождении маломобильных пассажиров в аэропорту обратного вылета и попроси сотрудников отеля заказать сопровождение. Нужные телефоны можно посмотреть на официальных сайтах аэропортов и страницах авиакомпаний, которые там базируются. Так, на сайте авиакомпании «Эль Аль» можно узнать всё об аэропорте Бен Гурион.
На вокзале
РЖД предлагает широкий комплекс услуг для пассажиров с особыми потребностями. В «Центре содействия мобильности» можно заказать сопровождение по территории вокзала, переноску багажа, помощь при покупке и оформлении билетов, посадке и высадке.
Чтобы заказать услугу сопровождения, позвони в «Центр содействия мобильности» по телефону 8 (800) 775-00-00 (добавочный 1 в тоновом режиме) за трое суток, но не менее чем за 24 часа до поездки. Услуги предоставляются на крупных железнодорожных вокзалах (список можно уточнить у менеджера call-центра).
Подробно опиши менеджеру call-центра ситуацию: кто пассажир — бабушка, едущая на свадьбу к внуку, слабовидящий пассажир или колясочник, какая помощь потребуется, назови пункты отправления и прибытия и запроси советы по выбору подходящего маршрута. При встрече сотрудник попросит пассажира предъявить паспорт, розовую справку или пенсионное удостоверение.
На сайте РЖД есть электронные паспорта доступности вокзалов для людей с особенностями здоровья. Для Москвы их можно посмотреть тут:
Уточнить информацию по вокзалам других городов можно при помощи поиска на сайте РЖД.
У РЖД есть комплекс услуг для людей с особенностями здоровья. На многих маршрутах дальнего следования предусмотрены специальные вагоны с подъёмниками, широкими купе и удобными туалетными комнатами. При онлайн-бронировании такие вагоны обозначаются специальным знаком.
Подготовка путешествия для маломобильного человека — это масса нюансов и тщательное планирование. Вначале кажется, что всё это слишком утомительно, но когда на кону большая мечта — сомнения отходят на второй план. Все путешествия должны сбываться. Береги себя, открывай этот мир и помогай открывать его другим.
Редакция Ostrovok.ru благодарит Витю Пушкина, Марию Фаткину и Ольгу Хохрякову из проекта Dislife за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии.