Счастье — в горах: как взойти на Эльбрус

Подростком я посмотрела фильм «Скалолаз». Там есть момент, когда герой Сильвестра Сталлоне пытается спасти девушку-скалолазку, висящую над пропастью. Даже сейчас, когда я пересматриваю эту сцену, у меня от напряжения потеют ладони. Скалолазы и альпинисты всегда казались мне немножко небожителями — такие смельчаки, готовые рискнуть и проверить предел своих возможностей. Но я не думала, что когда-нибудь решусь пойти в горы сама.

Елена Киселёва
16,5 тыс.
14 минут чтения

План с восхождением на самую высокую вершину России и Европы появился случайно. Моя подруга дважды пыталась взойти на Эльбрус. Дважды Катю разворачивали назад: то из-за плохого самочувствия, то из-за непогоды. Чтобы довести дело до конца, девушка решила предпринять новую попытку и позвала с собой друзей — присоединиться к организованной группе восходителей из команды SIDIDOMA.NET. Я решила вписаться.

Закат в скалах Пастухова.

Хотя во время восхождения я несколько раз проклинала себя за это решение, сейчас уверена: это лучший подарок, который я могла себе сделать.

Расходы

Программа трекинга без восхождения стоит 23 000 рублей, с восхождением, которую выбрала я, 35 000. В стоимость не входят авиабилет, аренда снаряжения и личные расходы. Билет Москва—Минеральные Воды—Москва обошёлся мне в 7000 рублей, ещё около 10 000 потратила на аренду. На другие расходы (билеты на подъёмники, перекусы) советую заложить  5000-6000 на неделю: поесть в кафе вечером, взять фруктов в магазине, купить сувениры (открытки с видами Эльбруса и футболки, ещё можно сходить в баню). Итого примерно 58 000 рублей.

Спортивная подготовка

Решение я приняла в апреле. Восхождение запланировали на 20-е числа июля. На подготовку оставалось чуть меньше четырёх месяцев.

Тем, кто собирается в горы, рекомендуют аэробные нагрузки — бег, велосипед, плавание или лыжи. Всё это развивает выносливость и «дыхалку». Проводить тренировки лучше два-три раза в неделю, и чем раньше начнёшь — тем лучше. Многое зависит от изначальной физической формы. Я постоянно экспериментировала с разными видами спорта и ходила в походы, поэтому четырёх месяцев подготовки мне было достаточно.

Первый радиальный выход как часть акклиматизации.

Всю зиму я прокаталась на беговых лыжах, но в апреле снег начал таять — пришла пора переходить на что-то другое. Плавать я не люблю, а для велосипеда было ещё рано, поэтому выбрала бег.

Я хотела тренироваться три раза в неделю, но план провалился: я пинками выталкивала себя на пробежки — особенно в непогоду. Тогда решила не страдать и вернулась в тренажёрный зал: дважды в неделю чередовала силовые нагрузки с аэробными. В июне пришли тепло и солнце. Вдобавок к залу по выходным я пробегала по маршруту Парк Горького — Воробьёвы горы (около 4 км).

Сборы

Во время первой части программы мы жили на Эльбрусской медико-биологической станции. Это старая советская гостиница, где ещё во времена молодости моих родителей останавливались учёные из университета. Отсюда они выходили в походы на Кавказ. Здесь нас обещали кормить домашними завтраками и ужинами. Поблизости находились поляна Чегет и посёлок Терскол. А значит, и кафешки, в которых можно посидеть компанией, и магазины с орехами и шоколадом — чтобы закупиться для перекусов на радиальных выходах.

Для второй части — самого восхождения — продукты мы не закупали. Обо всём позаботились гиды-организаторы.

Если с едой вопрос был решён, с экипировкой дело обстояло сложнее.

Экипировка

Список необходимого снаряжения вселял страх. К счастью, часть экипировки осталась от прошлых походов, с чем-то помогли друзья, а самые тёплые вещи и альпинистское снаряжение мы взяли напрокат уже на месте. Программа восхождения была разбита на две части. Первая включала адаптацию к высоте — акклиматизационные выходы. Вторая — сам штурм вершины. Для них требовались разные наборы экипировки.

Обсерватория Пик Терскол.

Для акклиматизационной части понадобились:

• Обувь: трекинговые ботинки из «Канта» и тапочки для бани и гостиницы из Crocs. Вместо треков подойдут и обычные высокие кроссовки — главное, разноси обувь перед поездкой.
  • Одежда: непромокаемая ветрозащитная куртка из «Декатлона», флисовая толстовка, леггинсы, рубашки с длинным рукавом, футболки, спортивный костюм из прошлых походов. Спортивный костюм советуют взять из флиса или полартека. В нём удобно ходить по гостинице и посёлкам до выходов в горы или по вечерам, когда ты вернулся с гор.
  • Аксессуары и мелочи: носки из волокна Coolmax из «Сплава», панамка и трекинговые палки из «Спортмарафона», купальник, полотенце из микрофибры из «Декатлона», солнцезащитные очки. Носки выводят влагу, поэтому ноги не потеют и остаются сухими, что актуально при активных физических нагрузках. Панамкой пренебрегать нельзя. Солнце в горах очень активное, поэтому в каждый трек нужно брать защиту от солнца, чтобы не получить солнечный удар. Трекинговые палки помогут снизить нагрузку на ноги при ходьбе. После радиальных походов в горы вечером наверняка захочется расслабиться в бане, поэтому захвати купальник. Самые отчаянные во время треков ещё и купаются в водопадах. Тут же тебе пригодится полотенце — бери из микрофибры, потому что оно недорогое, лёгкое и быстро сохнет. Солнцезащитные очки подойдут любые, что с 3-4 категорией защиты.

Эльбрус не всегда показывает свои вершины. Нам повезло.Фото: Suhanova Kseniya / Shutterstock

• Рюкзаки: один на 25-30 литров и другой на 60-80 литров из Deuter-shop.ru. В первый, отправляясь в горы, будешь складывать еду для перекусов, бутылку с водой и тёплые вещи на случай холода. С ним же пойдёшь на вершину. Во втором будешь перевозить вещи (в маленький гарантированно всё не влезет).
  • Косметика: солнцезащитный крем и гигиеническая губная помада. Чем выше фактор защиты крема, тем лучше (в идеале — 40+). Он же понадобится и на штурме вершины — на высоте солнце ещё более активное. Для лба, щёк и носа наши гиды использовали крем с защитой 70+. Однажды я вернулась после трека на Алтай с обгоревшими губами. После этого в любой поход я беру гигиеническую помаду с SPF, чтобы защитить себя от солнечных лучей.

Для штурма вершины понадобились:

• Обувь: высокогорные ботинки из проката. Я не занимаюсь альпинизмом — для меня это было одиночное восхождение. Поэтому ботинки я решила не покупать, а взяла в аренду на месте (в Чегете несколько пунктов проката).
  • Одежда: пуховая куртка и горнолыжные штаны из проката, термобельё из Guahoo.ru, флисовая толстовка.
  • Аксессуары: шерстяные носки от бабушки, горнолыжные носки и балаклава из «Спортмарафона», утеплённые рукавицы, налобный фонарик и горнолыжная маска с жёлтым или оранжевым фильтром из проката. Первые носки наденешь во время ночёвок, оказавшись выше 4000 метров. Вторые — во время штурма. Балаклава — это ветрозащитная маска на лицо, которая может понадобиться на высоте. Даже если не пригодится, лучше взять с собой на всякий случай — она как пёрышко и веса не прибавит. Выход на штурм ночной, поэтому налобный фонарик нужно взять с собой обязательно.
  • Спальник и пенка: у меня был спальник Tramp Winnipeg из Amazonkashop.ru и пенка из «Спортмарафона». Если пойдёшь по нашему маршруту, то спать в палатках на холоде не придётся, но пару раз будут ночёвки в приютах — таких высокогорных гостиницах, где расстилаешь спальник на деревянных полках. Температура комфорта для моего спальника была от -12 °С до 10 °С, хотя может подойти вариант и на менее холодную погоду. Спальник положишь на коврик, чтобы стало мягче.

Спустя несколько дней в Приэльбрусье перестаёшь удивляться горным речкам, потому что они на каждом шагу. Фото: EvgenySHCH / Shutterstock

• Посуда: складная тарелка, ложка, вилка и термос из «Спортмарафона». Посуда пригодится для завтраков и ужинов в приютах на высоте. Термос мы взяли с подругой один на двоих, потому что решили штурмовать вершину вместе.
  • Альпинистское снаряжение: кошки на ботинки, ледоруб и страховочная система из проката. Кошки — это конструкции из металла, которые крепятся на ботинки и обеспечивают сцепление на скользких поверхностях. Покупать кошки нет смысла, если ты не собираешься заниматься альпинизмом в дальнейшем. То же самое относится к ледорубу и страховочной системе.

За три дня аренды ботинок, пуховой куртки, штанов, рукавиц, горнолыжной маски, фонарика, альпинистских кошек, страховочной системы и ледоруба я заплатила около 10 тысяч рублей.

Команда

Я была знакома только с частью команды: с ребятами, которые позвали меня с собой, и подругой Дашей, которую позвала с собой я. До этого мы с ней вместе ходили с рюкзаками по КамчаткеС остальными мы познакомились в первый же вечер. Нас оказалось 12 человек — в основном ребята до 30, которые любят спорт и активный туризм.

На вершине. Я, мои подруги Даши и два наших отважных инструктора — Игорь и Лёша.

Самая младшая участница ещё училась в школе. Трое приехали только на первую часть маршрута — акклиматизационную. Остальные нацелились на восхождение — я в том числе. С нами были два инструктора — Лёша и Игорь, знающие Кавказ как свои пять пальцев. Они не первый год устраивали походы в горы. К такому виду активного туризма нужно относиться со всей серьёзностью и обязательно находить отзывы других восходителей об организаторах, с которыми собираешься в путь.

А что с погодой?

Самое подходящее время для восхождения: середина июня—десятые числа сентября. День длится долго, а внизу, в посёлках, +25 °С и солнце. Ближе к вершине условия переменчивее: солнечная погода сменяется порывами ветра и даже зимней пургой. В Терсколе будешь гулять в шортах, а штурмуя вершину, накинешь на шапку капюшон и крепко сожмёшь ладони в рукавицах.

Маршрут

У Эльбруса две вершины, и взойти на них можно по разным маршрутам. Самые популярные — с юга и с севера.

Восхождение с юга обычно выбирают те, кто в горах впервые и останавливается в посёлках вроде Терскола. Канатная дорога доставляет восходителей к высокогорным гостиницам чуть выше 4 тысяч метров. Оттуда путешественники выходят к скалам Пастухова, проходят косую полку, седловину и штурмуют западную вершину Эльбруса.

На маршрут с севера и штурм восточной вершины обычно приезжают из Пятигорска. Канатной дороги здесь нет, поэтому людей гораздо меньше, а сам путь, как говорят бывалые, красивее. Правда, он и технически сложнее — из-за большего количества трещин.

Наша группа восходила на Эльбрус с юга. Из Москвы мы долетели до Минеральных вод (билет в оба конца стоит около 7 000 рублей). В аэропорту нас встретили на микроавтобусе и довезли до гостиницы — медико-биологической станции МГУ.

Акклиматизация

Организм среднестатистического человека привык к определённому давлению и содержанию кислорода в воздухе. С набором высоты в горах эти показатели уменьшаются: дышать сложнее, болит голова, а по ночам беспокоит бессонница. Чтобы привыкнуть к новым условиям, любое восхождение путешественники начинают с постепенной адаптации организма к высоте.

Пейзаж перед глазами

А дальше… дальше начинался праздник для глаз, потому что от красоты пейзажей хотелось кричать от восторга. Это шумные горные реки, альпийские луга с яркими благоухающими цветами, водопады, в которых самые отчаянные могут искупаться. И, конечно, виды на горы. Говорят, что человек ко всему привыкает. Возможно, если бы я жила где-нибудь в далёкой высокогорной деревушке, а из моего окна виднелись горные хребты, я бы перестала их замечать. Но для меня, типичного городского жителя, каждая такая встреча — как первое свидание.

Этот период занял около недели: гиды запланировали прогулки в горы с пилообразным набором высоты. Звучит страшно, но на деле всё несложно. Сначала мы набирали высоту, а потом сбрасывали: например, выходили из Терскола (2000 м), доходили до 3200 м, а потом спускались обратно в посёлок. Через день шли выше — до горы Чегет (3761 м), а потом возвращались на 2000.

Где-то внизу в облаках прячется наш приют.

Каждое утро начиналось примерно одинаково. После плотного завтрака с кашей, бутербродами и фруктами мы наполняли бутылки водой, подхватывали рюкзаки и отправлялись в очередной радиальный поход.

В посёлок мы возвращались до заката. Делились впечатлениями, отдыхали в бане или спешили на поляну Чегет — отхватить румяных хычинов и шашлыка.

Последний день перед финальной заброской на высоту прошёл напряжённо. Вечером гиды придирчиво проверяли снаряжение каждого, чтобы при штурме мы ничего себе не отморозили, не ослепли и не натёрли ноги. Мы опустошили прокат альпинистской экипировки и арендовали недостающие вещи.

«Горняшка» и знакомство с ледорубом

На следующее утро мы погрузились в микроавтобус, который повёз нас в Азау (2350 м) — к подъёмникам. Канатная дорога соединяет станцию Азау со станцией Кругозор (3000 м). На Кругозоре можно сбавить нервное напряжение, выпив кофе с шоколадкой, а потом пересесть на другую канатную дорогу. Следующая остановка — станция Мир (3500 м).

На похожей высоте мы уже были, когда ходили на гору Чегет, но сердце всё равно забилось сильнее. Здесь больше не было привычных гондольных подъёмников с кабинками: к финальной точке — станции Гара-баши (3850 м) — ведёт однокресельная дорога. До этого восхождение казалось чем-то далёким. Когда я села в кресло и пристегнулась, то поняла: час икс уже за поворотом. Пусть мы и шли по самому туристическому маршруту, я не представляла, как организм отреагирует на высоту.

Горная болезнь

Горная болезнь, или «горняшка», — это состояние организма человека, когда из-за подъёма на высоту оказывается недостаточно кислорода и углекислого газа в тканях. Из-за этого происходят изменения во всех органах и системах организма. Симптомы лёгкой тяжести — вялость, учащённое сердцебиение, одышка и головокружение. Средняя — это уже тошнота, удушье, сильная заторможенность или наоборот эйфория.

Накрыть может каждого: состояние зависит от возраста (молодые переносят высоту хуже), общей физической подготовки и психического состояния, наличия прошлого опыта восхождений, скорости подъёма и других факторов. Чтобы максимально себя обезопасить, нужна грамотная акклиматизация, хорошая физподготовка и экипировка.

Если появились симптомы лёгкой или средней степени, самое оптимальное — снизить высоту. Если стало лучше — снова её повысить. Если человеку совсем плохо, нужно как можно скорее спускаться вниз. При тяжёлой степени горной болезни может случиться отёк лёгких или головного мозга, а это чревато летальным исходом. С горами шутить нельзя.

На Гара-баши нашу группу уже ждал ратрак — машина на гусеничном ходу, которая привычна завсегдатаям горнолыжных курортов. Он доставил нас ещё выше — к приюту «Мария» (4100 м). С виду «Мария» похожа на хижину, но внутри есть электричество и газ. Мы заранее расстелили спальники на деревянных полках, а сами пошли в очередную радиалку — на этот раз к скалам Пастухова (4600-4800 м).

Здесь меня впервые догнала горная болезнь. У кого-то вокруг заболела или закружилась голова, кто-то уверял, что увидел прямо перед собой своих близких — типичная разновидность галлюцинации. Мой организм отреагировал на высоту иначе.

Кавказские вершины.

Каждый шаг я делала так медленно, будто снималась в слоумоушн. Доползла до скал Пастухова и повалилась на камни с одним желанием — вернуться вниз. Но гиды были безжалостны: нам предстояло отработать передвижение по снегу с ледорубами.

Если к альпинистским кошкам, надетым на ботинки, мы успели привыкнуть, то ледорубы были в новинку. Внешне ледоруб напоминает шахтёрскую кирку. На сложных участках рукоятка ледоруба забивается в снег, а человек держится за его головку. Ещё ледоруб поможет зарубиться — остановиться, если вдруг потерял контроль, упал и полетел вниз.

Вдоволь накатавшись по горным склонам на спине, попе и животе с ледорубом в руках, мы вернулись в приют на ужин. Легли рано, но уснуть оказалось тяжело: начала болеть голова.

Я отключилась на несколько часов, но в середине ночи проснулась от того, что мне было тяжело дышать. Вылезла из спальника и передвинула спальник ближе к выходу — там было свежее. Мне удалось заснуть, но ненадолго: как только начало светать, встали гиды, чтобы вскипятить воду на завтрак. Мы стали вылезать из спальников: ждали новые радиалки и упражнения с ледорубами. Это был последний день перед штурмом вершины, а ещё — мой день рождения. Я отметила праздник с друзьями, поедая бутерброды с сыром на высоте 4100 метров. Философские мысли о том, что я стала старше на год, чего я достигла или не достигла, быстро отошли на второй план. Их вытеснила другая: ночью мы выходим на штурм!

Штурм вершины

Мы легли спать ранним вечером. Я проснулась за несколько минут до звонка будильника. Сердце стучало быстрее, чем обычно. За окном хижины было темно — ночь только начиналась. Аппетита ни у кого не было: мы перекусили на скорую руку и занялись сборами. Через час с кошками на ботинках, ледорубом в рюкзаке за спиной и налобным фонариком на шапке выдвинулись в путь. Шли по цепочке друг за другом, один гид — впереди, другой — сзади.  У скал Пастухова поднялся ветер и начал бить в лицо. Приятного было мало, но я знала, что до самых сложных участков мы ещё не дошли.

Водопад Девичьи косы.

Косая полка — это тропа с небольшим углом наклона, которая начинается на высоте от 5 тысяч метров. Достаточно широкая, чтобы идти, и достаточно опасная, если вдруг стало плохо. Качнёшься в сторону от сильного головокружения — можешь свалиться в пропасть. Кроме металлического вкуса во рту я не чувствовала никаких признаков «горняшки». Голова не кружилась и не болела, ноги медленно, но шли. Чёрное небо стало наполняться новыми красками: вдалеке забрезжила жёлто-красная полоска. Время от времени я останавливалась, чтобы передохнуть и посмотреть по сторонам. Сквозь тучи пробивались первые лучи солнца.

Я боялась, что голова закружится не от горной болезни, а от красоты красок, разлитых над горными вершинами.

Внезапно навстречу вышли два человека — гид из другой группы и девушка, которой стало плохо. Они спускались вниз: снижение высоты — это главный способ улучшить самочувствие. Мне стало не по себе, и я продолжила подъём, ускорив шаг. Тем временем моя группа успела вырваться вперёд, и я уже смутно различала силуэты людей из команды. Догнать никак не получалось — ноги не слушались и плелись очень медленно, поэтому я решила идти в своём темпе.

Где-то через полчаса я вышла к седловине — перемычке между двумя вершинами Эльбруса на высоте 5300 метров. До этого мне казалось, что в пути я буду размышлять о жизни, у меня вдруг откроется третий глаз или что-то вроде того. Не открылся. Я уже не следила за временем и не любовалась природой вокруг. Силы остались только на то, чтобы передвигать ноги. По пути встречались другие восходители: все здоровались, а кто-то подбадривал и давал советы.

На последних 300 метрах внутренние демоны вопили: «Разворачивайся назад!». Тропа резко вела наверх — для страховки я взяла в руки ледоруб, но он постоянно из них выпадал. Думаю, я бы даже не смогла донести до вершины карандаш в руке — организм обессилел, и ладони разжимались. Ноги ещё шли, но иногда подводили и они: кошки на ботинках цеплялись друг за друга, и я падала на колени. Меня подбадривали гид и Даша, идущие рядом.

До отметки 3500 метров высоту я не чувствовала.

Наконец показалась вершина. Бок о бок со мной плелись восходители из разных стран. Со стороны мы напоминали отряд зомби — плелись медленно, раскачиваясь и глядя себе под ноги. Когда я добралась до заветных 5642 метров, то вытирала варежками слёзы — от счастья. Откуда ни возьмись открылось второе дыхание. Мы с Дашей обнимали друг друга, гидов, ребят из команды и незнакомцев, которые оказались на вершине вместе с нами. Часы показывали 8 утра, ярко светило солнце и не было ни намёка на метель, заставшую нас на скалах Пастухова.

Такие виды представали перед нами почти во время каждого радиального выхода. Фото: ShotPrime Studio / Shutterstock

После 20 минут эйфории мы с уже остывшей головой осознали, что на этом трудности не закончились. Предстояло спуститься вниз, к Приюту «Мария», на 4100. А так хотелось свернуться креветочкой и лечь под очередной горкой (на высоте это очень опасно — можно заснуть и не проснуться)… К счастью, путь обратно показался не таким сложным. Единственное, солнце так пекло, что приходилось постоянно обновлять слой солнцезащитного крема на лице, и снимать с себя одежду слой за слоем. Мы вернулись к Приюту в районе 11 утра.

Восхождение стало самым сложным физическим испытанием, которое я проходила в жизни, и я рада, что оно было. Уже сейчас, всё это пережив, я понимаю, что человеческие возможности огромны. Мы совсем себя не знаем.

Главный урок, который дала мне гора, — не сдаваться и доводить начатое до конца. Когда мне становится тяжело в жизненных ситуациях, я вспоминаю последние 300 метров штурма Эльбруса, и проблемы уже не кажутся такими большими.

Пока что я не собираюсь на новые восхождения, но знаю: как только горы позовут — я пойду.

Редакция Ostrovok.ru благодарит Елену Киселёву за предоставленные фотографии.

Подпишись на горячие новинки блога!
Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.
Посмотреть на эти чудесные письма
Электронная почта
Ошибка на сервере. Не удалось отправить ваши данные. Пожалуйста, попробуйте еще раз!
Спасибо
Мы уже отправили вам письмо. Проверьте, пожалуйста!