Биография мастера, как водится, окутана изрядным количеством легенд, которые он с удовольствием подтверждает в своих интервью. «Когда мне было 8 лет, я посетил музей искусства Африки и Океании. Там был великолепный мозаичный пол, а у входа — огромный, похожий на дорожный, знак с изображением перечёркнутой туфельки на высоком каблуке. Именно тогда во мне проснулся интерес к обуви. А не так давно я оказался на банкете в одном большом особняке, являющимся памятником культуры. Пол там был выложен удивительной красоты паркетом по которому женщины ходили босиком. И опять я увидел тот самый запрещающий знак. В моей памяти всплыл эпизод из детства».
Кристиан Лубутен родился 7 января 1964 года в 12-ом округе Парижа. В юности дизайнер много времени проводил за кулисами мьюзик-холлов.
Он постоянно крутился за сценой, делая наброски костюмов танцоров, уделяя при этом особое внимание пластике их движений. «Мой интерес появился, когда я наблюдал за танцовщицами кабаре, ведь на них нет ничего, кроме перьев и туфель». Знание особенностей функционирования каблука в экстремальной ситуации (во время шоу танцовщицам приходится взбираться по лестнице, прыгать и садиться на шпагат) очень пригодилось ему в дальнейшей работе.
В возрасте 18 лет Кристиан Лубутен после собеседования у Элен де Мортмар отправился изучать основы искусства создания обуви в модный дом Шарль Журдан (Charles Jourdan). «Там я два года занимался изготовлением образцов туфель и постиг все тонкости этого ремесла». Позже он работал в качестве внештатного сотрудника для домов Chanel и Yves Saint Laurent. В 1988 году Лубутен cпроектировал весьма провокационный тип лодочек, который получил название «яйцо». Такая модель должна была сосредоточить внимание на самой чувственной (по мнению дизайнера), но до этого игнорируемой, части женской ноги – внутреннем изгибе ступни. Следует отметить, что карьере Лубутена во многом способствовала соблазнительная модель лодочек Pigalle с глубоким вырезом и на тонком высоком каблуке. «Я люблю глубокий вырез на лодочках, а показать часть пальчиков ноги — это невероятно сексуально.»
Что же касается небезызвестных красных подошв, то на счёт их появления также существует немало легенд. Моя любимая звучит примерно так:
Свой первый магазин Кристиан Лубутен открыл в 1991 году в Париже, в Passage Vero-Dodat, когда ему было 25 лет. Вскоре бутик очень полюбился светским особам, посещавшим расположенные по соседству антикварные лавки. Каждая новая коллекция — это всегда нечто необычное — неожиданные дизайнерские решения стали отличительной чертой работ Лубутена. В коллекции «Lucite» он показал туфли с прозрачными каблуками, внутри которых были лепестки роз, цветы и разные мелкие предметы. Для своей клиентки Ариэль Домбаль (звезды французского кино) модельер придумал особые туфли, заключив в каблуки любовные письма от её мужа-философа, прядь волос и перо. «Его обувь уникальна, а каждая модель подобна драгоценному камню», — любит повторять Ариэль. Весной 2009 года Лубутен представил коллекцию туфель «Marie Antoinette», на носу и пряжках которых была изображена высокая прическа французской королевы.
Отдельного упоминания заслуживают рекламные кампании дома Christian Louboutin. Фотосессия коллекции зима-осень 2009 представляет из себя серию классических натюрмортов, в которые тонко и элегантно вписаны модели туфель. В прошлом 2011 году рекламная кампания Christian Louboutin уже не в первый раз была доверена фотографу с очень нестандартным мышлением — Кхунг Нгуену. Исходя из идеи, что обувь и аксессуары марки можно носить где угодно и в любой ситуации, Кхунг отправил туфельки на поиски приключений. На фото они прыгают с парашютом, скользят по воде, управляя упряжкой надувных собачек, мчатся на скейтах, замерзают в царстве льда, а также попадают в сюрреалистические миры, напоминающие то ли Страну Чудес Льюиса Кэрролла, то ли полотна Сальвадора Дали…
Сегодня Кристиан Лубутен имеет мировую известность как выдающийся дизайнер обуви, а красные подошвы CL стали синонимом роскоши, чувства стиля и дерзкой сексуальности.
К началу 2000-х годов магазины CL уже были открыты в 46 странах мира. На данный момент их стало ещё больше. При мыслях о таком масштабе популярности, мне сразу вспоминается прошлогодняя история о судебном иске Christian Louboutin в адрес Yves Saint Laurent. Не сложно догадаться, что причиной послужила та самая красная подошва. На мой взгляд, это «предприятие» было абсолютно бессмысленно и на сто процентов обречено на провал. И тем не менее, Лубутен обвинил YSL в плагиате и потребовал убрать туфли на красной подошве из магазинов, в число которых входят и продающие бренд Christian Louboutin, а также выплатить один миллион долларов в качестве компенсации за моральный ущерб. «Использование обвиняемыми красной подошвы в своей обуви может ввести в заблуждение общественность и заметно пошатнуть репутацию Yves Saint Laurent», — говорится в заявлении Лубутена. Разумеется, суд отклонил просьбу дизайнера. По словам судьи Виктора Марреро «в модной индустрии цвет выполняет декоративную и эстетическую функции, что жизненно важно для существования здоровой конкуренции, поэтому суд убеждён: Кристиан Лубутен не в состоянии доказать, что красная подошва заслуживает защиту в качестве его товарного знака».
А теперь я хотела бы перейти к более воодушевляющим вещам. В 2012 году признанный мэтр модной обуви, Кристиан Лубутен, отмечает двадцатилетие своего бренда. В честь круглой даты издательство Rizzoli выпустило книгу с фотографиями режиссёра Линча, предисловием актёра Малковича и рассказами о жизни Лубутена. Сам же дизайнер выпустил специальную капсульную коллекцию, состоящую из 20 пар туфель и 6 сумочек. Французский кутюрье решил «оживить» двадцать стилей, которые он использовал в течение последних двадцати лет. В коллекции присутствуют и туфли в стиле самой первой пары, созданной мастером.
Жительницам Великобритании повезло больше всех — в конце февраля в лондонском универмаге Selfridges открылся pop-up бутик, где впервые была представлена юбилейная коллекция. Международный же старт продаж намечен на март этого года.
Тем, кто собирается на Туманный Альбион пригодится информация о том, что в Лондонском Design Museum с 28 марта по 1 июля Лубутен показывает ретроспективу собственного творчества.
Для всех остальных есть маленький утешительный приз в виде обновлённого сайта бренда с крайне занятным дизайном. Это своего рода гид по таинственным и нарочито театральным мирам самого Лубутена с порхающими бабочками, бегающими и постукивающими каблучками лодочками, а также с многочисленными творениями мастера, заключёнными в стеклянные колбы. Можно здесь обнаружить и мужскую мини-коллекцию. По мне так она выглядит довольно спорно — полнейший китч на грани иронии и безвкусицы. Впрочем, великий и ужасный Лубутен имеет полное право и на такое безумие. Помимо моделей обуви здесь представлены поистине экстраординарные имиджевые видео, разглядывать которые можно часами — вот уж определённо высший пилотаж рекламы!
Как уже было сказано, юбилейная коллекция состоит из двадцати шести моделей. На правах дипломированного дизайнера и редактора моды я отобрала семь вещей, которые мне кажутся наиболее эффектными. Итак! Под номером один легендарные лодочки Penseé (Мысль) — именно они в 1994 году стали первыми туфельками Лубутена, создаными с красной подошвой. Номер два — кружевные сапожки Alta Dentelle — со слов дизайнера, полупрозрачный материал выглядит подобно изящной татуировке. Третий пункт — до неприличия высокие ботфорты на тончайшей шпильке Sea.nn Girl — безумно дорого (почти $4000), страшно непрактично, но чертовски необходимо pour se sentir une femme fatale (чтобы почувствовать себя роковой женщиной)!
Четвёртый пункт — сандалии-гладиаторы Rose du Desert (Роза Пустыни) — чуть более совместимы с жизнью, чем предыдущий вариант, плюс на несколько сотен долларов дешевле. Впрочем, стоит ли говорить о практичности и рациональности там, где с очевидным преимуществом побеждает красота?! Конечно, нет!!!
Номер пять — клатч Newspaper (Газета) с винтажным принтом. При более пристальном взгляде на как бы невинный рисунок можно рассмотреть милейшие сценки эротического характера. Лично мне всегда нравятся предметы гардероба, которые несут в себе то, что можно назвать словосочетанием эстетская провокация.
Следующая модель — босоножки Unzip Booty, верхняя часть которых сделана из расстёгнутых молний. Есть в них что-то рок-н-рольно-панковское, и это непременно должно поспособствовать бунтарским выходкам и весёлым авантюрам обладательницы такой пары! И наконец одна из моих любимых моделей — экстравагантная сумочка Pilule (Пилюля). Приятно быть обладательницей вещи, в которой, помимо эстетической составляющей присутствует и чувство юмора.
Кристиан Лубутен о своих любимых отелях:
Чтобы создавать красивые вещи, необходимо вдохновение. И сложно придумать более подходящий для этого способ, чем путешествия. Давая интервью, Кристиан Лубутен называет себя не только дизайнером, но и заядлым путешественником. Он объездил огромное количество стран, находя в каждой из них нечто особенное и уникальное, что в дальнейшем воплощалось в его работах, становясь творческим источником.
Перемещаясь по миру, модельер останавливает свой выбор не только на роскошных и статусных отелях, но и на более демократичных и при этом интересных глазу художника.
Не так давно в интервью издательству Conde Nast он озвучил свою версию 15 лучших отелей мира, дав им краткие, но ёмкие характеристики. Было очень приятно обнаружить в этом списке целых пять отелей, в которых доводилось останавливаться и мне. Поэтому считаю просто необходимым назвать те самые места и дословно процитировать всё, что сказал о них Кристиан Лубутен.
Claridge’s, Лондон. «Мартин – лучший консьерж в мире»
Four Seasons, Гонконг. «Самый замечательный бассейн на открытом воздухе»
The Carlyle, Нью-Йорк. «Здесь у меня остаются самые яркие воспоминания»
Hotel Raphael, Париж. «Бар»
Hotel Aman, Боробудур, Ява. «Изумительно красивый вид на джунгли и храмы»
Надев пару столь желанных туфелек, возьмите на вооружение один из обозначенных выше пунктов, и вы сможете приблизиться к загадочному и удивительному миру их создателя!
Обо всём, что связано с брендом Christian Louboutin, можно узнать на официальном сайте: