Пьер Огюст Ренуар в Испании
Как и все импрессионисты Пьер Ренуар был влюблен в жизнь. Даже когда после семи лет отношений его бросила возлюбленная и вышла замуж за другого, художник не обратился за утешением к абсенту, великому терапевту парижской богемы, а отправился путешествовать. Чтобы развеять грусть он выбрал самое подходящее место — Испанию, где томные взгляды поверх вееров и шедевры местных художников помогли Ренуару быстро воспрянуть духом.
Все дни напролет он проводил в музеях, часами простаивая у картин Веласкеса и Гойи.
Возможно, разглядывая светящиеся жизнью и какой-то особой энергией лица на полотнах испанских мастеров, Ренуар понял, что хочет писать сентиментальные портреты и пейзажи, где мир такой, каким его видит только он — подвижный, изменчивый, волнующий. Художника захватило ощущение полноты бытия, и он начал создавать наброски, копируя работы известных мастеров и вырабатывая собственный стиль.
Испания, где так запросто играют со смертью в бычьем обличии, умеют наслаждаться каждым моментом жизни — бокалом вина и маленькой закуской; сыпать искрами во время супружеской ссоры, грозиться убить, а потом с жаром, искренне, обниматься — идеальная страна для импрессиониста, все творчество которого построено на мимолетных впечатлениях. Никаких библейских и мифологических сюжетов — только реальные моменты жизни — улыбки, женщин, цветы, пар над чашечкой кофе.
После поездки в Испанию в творчестве Ренуара начинается так называемый “Перламутровый период”. Он создает ряд полотен, как будто подсвеченных изнутри — на них с помощью техники вибрирующего прозрачного мазка создан эффект перелива красок. Эти картины наполнены сиянием, напоминающим “свечение” картин Эль Греко.
Постепенно, под влиянием воспоминаний об Испании, на смену “Перламутровому периоду” приходит “Красный”, где в солнечных пейзажах и мечтательных взглядах брюнеток угадывается ностальгия по каникулам в стране Дон-Кихота
Клод Моне в Нидерландах
Клод Моне стал основоположником импрессионизма по воле случая, из-за язвительного комментария одного журналиста о его картине “Впечатление. Восходящее солнце”. Критик писал о той выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». При том Моне и не мечтал быть дерзким новатором — просто однажды заметив игру солнечных лучей с мелкими волнами, попробовал запечатлеть эту вибрацию света и воздуха с помощью легких мазков.
Первые уроки живописи Клод Моне получил еще в дестве, гуляя по парижским набережным с художником Эженом Буденом. С этих пор до конца жизни сохранил любовь к работе на открытом воздухе, особенно рядом с водоемами. В годы франко-прусской войны художник живет в Лондоне, затем переезжает в Заандам, небольшой портовый город рядом с Амстердамом.
Именно в этот период формируется стиль Моне. В Заандаме он создает 25 полотен, на большинстве из которых на первом плане море — спокойное, прирученное человеком, закованное в бухты и каналы. Контуры предметов как будто смазаны легким движением воздуха — волны как сотни блестящих чешуек отражают свет по особому. Моне заметил это еще в Париже, но именно в Заандаме разглядел настолько хорошо, что смог отразить это в своих картинах, которые больше напоминали мозаику из крупных мазков. Он считал что только так можно передать свежесть впечатления.
После возвращения из Голландии во Францию начинается самый плодотворный этап в жизни художника. Он пишет несколько картин, но два года спустя, возвращается в Амстердам чтобы снова почерпнуть вдохновение гуляя вдоль рек и каналов. Эта влюбленность в игру света с водой осталась с Моне на всю жизнь и вдохновила на создание множества бессмертных полотен.
Эдгар Дега в Италии
Рожденный в аристократическое семье Эдгар Дега был волен выбирать чему посвятить себя. Красивая обстановка, изысканно одетые гости с прямой осанкой и мягкими движениями, великолепие парижских улиц пробудили в нем тягу с прекрасному. В 20 лет он всерьез решает посвятить себя живописи и становится учеником в мастерской Луи Ламота. У своего наставника Дега перенимает любовь к четким контурам, вырабатывает перфекционизм, страсть к абсолютной гармонии. Все свободное время молодой художник проводит в Лувре, копируя картины известных мастеров.
Переломным моментом становится поездка в Италию. Дега ненадолго поселяется у родственников во Флоренции, к недоумению которых все время проводит разглядывая полотна и фрески в музеях и соборах. В столице Тосканы молодого французского художника ждало волнующее знакомство с шедеврами эпохи Возрождения — картинами Мантенье, Беллини, Джотто. Но более всего на него оказывает влияние творчество Паоло Веронезе.
В Италии Дега оттачивает зоркую наблюдательность, сдержанную манеру письма, умение создавать резкий и точный рисунок. К радости родственников юноша наконец перестает пропадать в галереях и проводит дни дома, рисуя один за другим членов семьи. Так появилось знаменитое полотно — “Портрет семьи Беллини”, которое Дега начал писать во Флоренции. Мощь и глубина композиции говорит о стремлении следовать идеалам итальянского Ренессанса. Именно умение изображать современную жизнь с мастерством, достойным живописцев 15 века, отличало Дега от художников его поколения и принесло ему мировую славу.
После возвращения из Италии, Дега заканчивает работу над портретом семьи Беллини и открывает собственную мастерскую. Дега никогда не скрывал — всему, что умеет: трепещущей игре оттенков, умению запечатлеть обычные события в необычной манере, асимметричной композиции — он научился в Италии, разглядывая работы старых мастеров.
Поль Гоген на Таити
Долгий путь на корабле, экзотическая природа, разноцветные национальные костюмы — самые яркие впечатления детства Поля Гогена. Именно они в будущем породили в нем неуемную тягу к путешествиям.
Гоген родился в Париже, откуда его семья переехала в Перу. До семи лет мальчик наслаждался беззаботной жизнью в поместье своего дяди в Лиме. После возвращения в столицу Франции Гоген долго не мог адаптироваться к европейскому порядку жизни. Он грезил о тропиках, а цивилизацию считал “болезнью человечества”. Чтобы отгородиться от мира реального, шумного и раздражающего, Гоген с головой окунается в мир живописи и дает волю своему воображению.
Уже повзрослев, он начинает привыкать к жизни в Старом Свете: идет на службу, женится, покупает дом и обзаводится пятью детьми. Яркие тропические сны больше не напоминают о себе, все идет гладко — Гоген коллекционирует картины, в свободное от работы брокером время делает рисунки. Но после переезда в Копенгаген увлечение живописью вытесняет все остальные занятия. Он начинает задумываться о побеге туда, где его ничто не будет отвлекать от новой “религии”.
Гоген жаждет слиться с природой, бросает работу, дом, семью и переезжает на Таити, где создает около 80 великолепных полотен. Пляжи с белым и черным песком, бирюзовые лагуны в обрамлении кокосовых пальм, сладкий запах тропических цветов — все напоминало о счастливом детстве в Перу. Его новой супругой становится молодая таитянка. Кроткая и послушная, она ни в чем не перечет Гогену, который наконец обрел свой экзотический творческий рай на островах, где улыбка ценится дороже чаевых. Художник работает в полную силу, изучает местные мифы, наблюдает за повседневной жизнью народов Океании, даже находит время для написания рассказов. Но полотна Гонена европейская публика считала примитивными и оценила их по достоинству только после смерти художника, жизнь которого разделена на два этапа — “как положено” и “как хочется”.
Камиль Писсарро в Венесуэле
Жизнь — это череда маленьких праздников: утреннее солнце, завтрак, пикники и ужины с друзьями. Такова творческая философия Камиля Писсарро — еще одного парижского “тропического эмигранта”.
Его детство прошло на красочном индийском острове Сент-Томас. Вероятно, именно отсутствие классического французского воспитания и либеральные нравы в семье (мать — уроженка Доминиканы, отец — испанский еврей), обусловили склонность Писсарро к анархизму. После переезда в Париж, он решает, что его призвание — живопись и сбегает вместе с другом в Венесуэлу. В Каракасе он изучает художественные техники и “наполняет глаза миром”: старинные города конквистадоров, бесконечные пляжи, высокие грохочущие водопады, медленные реки и как будто созданные для медитации лагуны — словно фотоснимки отпечатываются в памяти юного художника.
В жизнерадостной латиноамериканской стране Писсарро впитывает в себя спокойное и легкое отношение к жизни. С этого момента и до конца творческого пути в его работах доминируют пронизанные светом и воздухом пространства. Именно во время путешествия по Венесуэле Писсарро приобретает стойкую тягу к пейзажной живописи.
После возвращения в Париж он продолжает изучать художественные техники и каждую свободную минуту проводит в Лувре, разглядывая картины и делая наброски: изображает сцены портовой жизни, экзотическую природу родного острова и венесуэльские просторы. Он пишет картины плотными мазками, наполняя их физическим ощущением света. Изобретает технику раздельного наложения мазков, вырабатывает многие базовые принципы импрессионизма.
Сохраняя юношескую склонность к непослушанию, он совершает скандальный по тем временам поступок — женится на горничной своих родителей, которая была любовью всей его жизни. Этот ошибочное по мнению окружающих решение, так же как и побег в Венесуэлу, стало правильным и важным в жизни художника, всю жизнь искавшего красоту и честные формы ее выражения.
Про места вдохновения других знаменитых людей читайте в отдельном сборнике.