История шампанского, или откуда родом игристое вино

История шампанского, или откуда родом игристое вино

Как-то Айседора Дункан сказала: «Характер ребёнка определён уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю — в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского.»

Крис Кирик
12,0 тыс.
6 минут чтения

Моя же мама, выбирая мне имя, решила остановиться именно на Christine, так как оно созвучно названию великого шампанского «Cristal», которое французский Дом Louis Roederer создал специально по заказу русского Императора Александра II. Аналогия с выдающимся шампанским нравится мне куда больше, чем то, что написано относительно имени Кристина в этимологическом словаре. (Там сказано, что имя имеет греческое происхождение и переводится как «посвящённая Христу» — вот уж точно не про меня!) Поговорим о шампанском и о регионе Шампань, где рождается этот потрясающий игристый напиток.

Подлинное шампанское производят только во французской провинции Шампань — точка. Все остальные напитки являются игристыми винами – иногда очень достойными, но всё же «заменителями» шампанского.Виноград в провинции Шампань начали выращивать ещё в III веке, но истинное развитие культуры виноделия началось на тысячу лет позже. В тот период в Шампани делали обычные красные вина, получавшиеся слегка газированными. Они обладали фруктовым вкусом, и их было легко пить. Но эти вина имели одну неприятную особенность: у них была тенденция к вторичному брожению в бочках. А бочки иногда  взрывались, за что вино из Шампани называли «дьявольским».

Виноград растёт на минеральных мелованных почвах, которые и придают вину характерный вкус. Обычно выделяют два вида шампанского: «blancs de blancs» (фр. «белое из белого») из сорта шардоне, и «blancs de noirs» (фр. «белое из чёрного»), получаемое из красных сортов винограда.

Но вернёмся к «Cristal». В 1833 году Луи Родерер I унаследовал компанию по производству шампанского, основанную его дядей в 1776 году. Он сразу же назвал Дом своим именем и начал активное продвижение по всей Европе. Позже его преемник, Луи Родерер II, сфокусировал все усилия на России, и результат не заставил себя долго ждать — совсем скоро сам царь наслаждался шампанским месье Родерера.

Напиток так полюбился царю Александру II, что тот попросил сохранять для него лучшее Кюве каждый год. Было решено, что мастер погреба царского двора будет наведываться в Реймс с визитом раз в год, чтобы продегустировать и одобрить царское Кюве.

Однажды, царь обратил внимание своего сомелье на то, что его шампанское ничем не отличается от того, что любой из его гостей может приобрести сам. Все сервируемые к столу бутылки были из зелёного стекла и подавались обёрнутыми в одинаковые белые салфетки. В результате Луи Родерер обратился к известному фламандскому мастеру-стеклодуву, который создал новую бутылку: из прозрачного хрусталя с плоским дном, украшенную гербом российского императора.

Так появился «Кристаль» в своей прославленной бутылке, призванной демонстрировать эксклюзивность царского шампанского. И с этого момента родилась концепция самого первого Кюве де Престиж. Вот уже более 100 лет внешний вид запатентованной бутылки «Cristal» сохраняет свою уникальность и неизменность..и имеет множество подражателей. Сегодня вкус этого шампанского несколько отличается от одноимённого напитка XIX века — раньше добавляли больше сахара – около 100 грамм на литр, тогда как сейчас количество сахара не превышает 10-15 грамм. Но в остальном, это по-прежнему «Cristal» — шампанское, достойное монарших особ.

Позже, уже во время правления Николая II Дому Родерер был присвоен статус официального поставщика Российского императорского двора. Но Октябрьская революция 1917 года положила конец почти полувековым отношениям. И компания начинает упорно работать над завоеванием новых рынков, в частности, английского и американского.

Катаклизмы начала ХХ века не могли не нанести вреда деятельности Дома. Октябрьская Революция в России лишила Louis Roederer самой преданной и щедрой клиентуры. Следующим ударом после потери русского рынка стал «сухой закон» 1919 года и Великая депрессия 1929 года в США. В тридцатые годы хозяйство находилось на грани разорения. Вдобавок ко всему в 1932-м умирает глава Дома — Леон Орли-Родерер. Но этот период становится началом новой поистине легендарной истории. Вдова Леона, Камилла Орли-Родерер, берёт на себя все бразды правления. Эта выдающаяся женщина, известная железным характером, а также своими пышными приёмами, посвятила последующие сорок три года жизни (вплоть до 1975 года) восстановлению производства и былого престижа. Именно она и спасла Дом Louis Roederer. Камилла была невероятной женщиной, всецело преданной своему делу. Когда её спрашивали, в какое время лучше пить шампанское, она отвечала: «В любое, но оставьте шампанское extra-dry для второй половины дня». Говорят, она особенно любила именно это шампанское.

Политика Дома предполагает выпуск ограниченного количества бутылок под маркой «Cristal», дабы поддерживать высочайший уровень качества. Всё дело в происхождении винограда, используемого для создания этого роскошного Кюве: только лучший виноград идёт на производство. «Кристаль» можно охарактеризовать как Кюве, обладающее утончённостью и элегантностью, деликатностью букета и совершенным балансом. И несмотря на то, что единогласно признаётся исключительным вином, всё ещё совершенствуется с неиссякаемым усердием. В основе оригинальности этого шампанского лежит искусный ассамбляж вин разных терруаров.

И по сей день Луи Родерер остаётся независимой семейной компанией. Дом возглавляет Фредерик Рузо, правнук Камиллы Орли-Родерер. Компания продаёт около 2,9 миллиона бутылок в более чем 80 странах мира.

Вот что рассказывает о процессе производства Cristal нынешний управленец-энолог Фредерик Рузо: «Шампанское Christal состоит на 55-60% из пино нуар. Луи Родерер очень любил этот сорт и полагал, что пино нуар – это основа вина и его магия. Для «Cristal» мы выбираем только урожай наших лучших винодельческих лет, а хорошие годы для шампанского становятся всё более редкими в связи с глобальным изменением климата. Сбор винограда приходится на сентябрь, затем наступает черёд первого брожения, и только в декабре мы начинаем работать над ассамбляжем. Как только ассамбляж завершён, вина разливаются в бутылки с небольшим количеством ликёра. Второе брожение длится около трёх месяцев, в это время и происходит «формирование пены». Затем в течение трёх лет бутылка «вылёживается» в погребе. Наконец, мы удаляем образовавшийся осадок и добавляем немного ликёра, который нейтрализует горький вкус шампанского. Так рождается «шампанское без года» («multimillésimé»), например, наш «Brut Premier». Кстати, «Cristal» пребывает в погребе вдвое дольше остального шампанского, то есть шесть лет».

Погреба Louis Roederer, подобно нескончаемым лабиринтам, растягиваются на огромные расстояния. У входа стоит бюст Александра II. «Мы купили его на аукционе – это дань почтения императору Александру II и нашей собственной истории», — рассказывает управляющий.

Гости, приезжающие в поместье, могут разместиться в отеле на территории владений Louis Roederer. Архитектура и внутренние интерьеры представляют собой классический стиль загородной резиденции — роскошный, но без излишеств с лёгкими нотками декаданса. Сложно представить более подходящее место для торжественного обеда с устрицами и «Cristal».

Рассуждая о правильных гастрономических сочетаниях еды и шампанских вин, нельзя не упомянуть лобстеров, креветок, карпаччо из морских гребешков и фуа гра. И, конечно же, классика жанра и непременный атрибут dolce vita — маленькая ложечка чёрной икры.

Не следует забывать и ещё об одном символе буржуазности — о чёрных трюфелях. Что же касается десерта, то шампанское может стать как прекрасным дополнением к разнообразным сладким и фруктово-ягодным блюдам, так и самостоятельным завершением ужина. А плавный переход от основного блюда к десерту — сырная тарелка.

Во время прогулок по владениям Louis Roederer во мне проснулось чувство грусти и ностальгии по безвозвратно ушедшим временам, в которых я никогда не жила. Когда Россия была великой державой, а лучшие французские виноделы считали за честь поставлять ко двору наших царей свои великие вина. Увы, сегодня не только революция лишила мою страну права на «Christal», но и одно нелепейшее постановление Роспатента, которое вопреки здравому смыслу, недавно вступило в силу.

Патентное бюро отказало в регистрации товарного знака «Cristal» на территории России в связи с тем, что название французского шампанского «Cristal» слишком похоже на отечественную водочную марку «Кристалл».

Таким образом официальная продажа французского Кюве де Престиж находится под полным запретом на всей территории РФ. Louis Roederer ещё может оспорить решение палаты в арбитражном суде. Пока же, нашим соотечественникам придётся довольствоваться шампанским Cristal, привезённым собственноручно из зарубежных поездок.

Ещё одна беда, свалившаяся на Дом Louis Roederer — нувориши. Владельцы марки высказали опасения, что их бренд теряет статус из-за того, что стал слишком популярен среди американских рэп-исполнителей, которые используют «Cristal» для вульгарной демонстрации личного богатства. Между тем, разбогатевшие гангстеры из американских гетто — это, мягко говоря, не совсем та целевая аудитория Дома, который со времён русской монархии всегда ассоциировался с аристократией и самыми состоятельными и уважаемыми деловыми людьми Европы. Увы, в наше время аудитория изменилась. И владельцы Дома уже ничего не могут с этим поделать. Не продавать свой продукт людям, у которых есть на это деньги, они не могут. Вследствие чего руководство Louis Roederer придерживается следующего принципа: главная цель —  создать утончённый идеально сбалансированный напиток, за исключительное качество которого Дом несёт полную ответственность. Но как только шампанское покидает Шато, любой человек, кому по карману ценовая политика Louis Roederer, может стать его покупателем.

Сristal – вершина винодельческого искусства. Всё лучшее, что можно получить из винограда Шардоне и Пино Нуар, заключено в известной всему миру прозрачной хрустальной бутылке с двуглавым орлом. Изысканный сложный вкус с фруктовыми нотками груши, клубники и красного грейпфрута, а также насыщенный многослойный аромат — от белых весенних цветов и миндаля, до кофейных зёрен и кожи. У шампанского длительное послевкусие и искрящийся золотой цвет. Всё это делает «Cristal» Louis Roederer настоящим сокровищем.


«Одержав победу, мы заслуживаем шампанского; потерпев поражение, мы нуждаемся в нём», — любил говорить Наполеон. Неудивительно, что этот напиток создали именно французы — тонкие ценители прекрасного и признанные эксперты по части изысканного времяпрепровождения. Шампанское – это праздничное вино, и Луи Родерер с радостью принимает это призвание. Но праздников много, и шампанское Луи Родерер подходит не для каждого из них: оно не впишется в шумные бурные гуляния. Праздник с Луи Родерер – это более интимное и эпикурейское событие с лёгким налётом эгоизма.

Подпишись на горячие новинки блога!
Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.
Посмотреть на эти чудесные письма
Электронная почта
Ошибка на сервере. Не удалось отправить ваши данные. Пожалуйста, попробуйте еще раз!
Спасибо
Мы уже отправили вам письмо. Проверьте, пожалуйста!
Теги: фермы, Франция, Шампань
В начало статьи
12,0 тыс.
6 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться