Культ ка́рго — религия самолётопоклонников Чёрных островов Меланезии.

Первым делом, первым делом — самолёты, ну, а девушки, а девушки потом!
© Соломон Фогельсон
 

У каждого народа свои незыблемые традиции, взгляды на жизнь и на устройство мира. Иногда они конфликтуют, иногда вообще не соприкасаются. Но, порой, столкновение диаметрально-противоположных культур рождает совершенно невероятные и непостижимые явления, которые скорее похожи на плод безудержного воображения писателя-фантаста, нежели на реально существующие факты. Так, например, некоторые индейцы Амазонки стали вырезать из дерева и камня модели кассетных аудиоплееров, чтобы с их помощью разговаривать с духами… 

Но всё это лишь цветочки, в сравнении с изобретательностью и поистине магическим мышлением коренных обитателей Чёрных островов Меланезии, где чуть более века назад зародилась одна из самых интригующих религий — КУЛЬТ КАРГО.

В переводе с английского cargo означает груз. А суть религии заключается в поклонении доставляющим его самолётам и кораблям, которые (по мнению адептов) посланы духами предков.

Подобные культы фиксировались с XIX столетия. Они возникали независимо друг от друга (географически и культурно) и были обнаружены на большинстве удалённых островов Тихого океана — на Соломоновых островах, Новой Каледонии, Фиджи, Папуа-Новой Гвинее, и т.д… Но особенно сильное распространение они получили в ходе Второй мировой войны и после неё на острове Танна (республика Вануа́ту).

Во время кампании против Японской Империи американская армия стала строить свои военные базы в Тихом Океане недалеко от Австралии. В целях обеспечения солдат, на острова поступало несметное количество техники, одежды, провизии и оружия…

Местные жители находились под сильнейшим впечатлением от огромного количества невиданных доселе сокровищ, падающих с неба на головы американцам: яркие жестяные банки с Кока-Колой, консервы, сигареты в разноцветных коробочках, военное обмундирование, фотографии полуобнажённых белокурых красавиц, складные ножи, часы, зажигалки, фонарики, чудотворные лекарства в ящиках с красным крестом… А что уж говорить о холодильниках, радиоприёмниках, мотоциклах и джипах!?

Бо́льшая часть этого груза доставлялась по воздуху. Вид загадочных самолётов и парашютов завораживал аборигенов. Они сочли это посланием богов — дарами свыше.

Для так называемого цивилизованного человека поведение туземцев зачастую кажется нелепым и смешным. Для островитян же действия светлокожих вторженцев были наполнены магическим смыслом. Иноземные люди светили в небо искусственными огнями, размечали на земле длинные и широкие полосы, переговаривались с неведомыми устройствами, носили на голове странные шлемы, выстраивались в шеренги и вышагивали стройными рядами… Все эти действия привлекали гигантских железных птиц, которые приносили чудесные подарки.

Островитяне с интересом наблюдали за белыми людьми, удивляясь, как же тем удаётся получать столько разных даров, ничего особенного для этого не делая. Туземцы искренне не понимали, почему именно бледнолицым суждено быть хозяевами сказочных и диковинных вещей. В то время как другим приходится заниматься земледелием, рыбной ловлей и охотой, чтобы прокормить себя.

Трудолюбивым аборигенам такой ход вещей показался обидным и несправедливым. Не могут лентяи-американцы иметь все блага этого мира! Прекрасные вещи должны принадлежать всем людям поровну. К тому же, никто никогда не видел, чтобы янки делали хоть что-то своими руками.

И тут-то жители островов смекнули: хитрые бледнолицие нечестным путём присваивают себе карго, предназначенный для меланезийского народа. Белые люди владеют тайными знаниями и священными обрядами, которые призывают духов предков, а те, в свою очередь, посылают на землю волшебные грузы. А значит, нужно украсть тайны ритуалов и делать то же самое!

Стремясь побороть вопиющую несправедливость, коренные островитяне принялись копировать «обряды» солдат, моряков и лётчиков. Из дерева и соломы они сооружали копии грузовых самолётов в натуральную величину. Также, из подручных материалов, они строили диспетчерские вышки и маяки, натягивая между ними провода-лианы. Они вырубали лес и расчищали взлётные полосы, зажигая вдоль них факелы или костры, имитируя тем самым посадочные огни. Из половинок кокоса они мастерили наушники, а из бамбука — микрофоны и рации. Аборигены регулярно проводили подобие строевых учений и военных маршей, размахивая импровизированными ружьями и раскрашивая свои тёмные тела под военную форму с погонами, орденами и медалями…

Все эти потешные действия проводились с одной единственной целью — приманить божественные самолёты и корабли, полные сокровищ капиталистического мира.

 

Война закончилась… Воздушные базы были заброшены, американцы удалились восвояси, а небесный груз больше не прибывал.

Но как же так? Ведь белым чужестранцам удавалось находить общий язык с Богами, медитируя перед ящиками с мигающими лампочками. Может, молитв и ритуалов недостаточно? Тогда обитатели «Островов Невезения» принялись за дело с утроенной силой. Круглые сутки члены племени несли дежурство вдоль «взлётно-посадочных» полос, жгли факелы, и неустанно твердили свои мольбы в плетёные коробочки-приёмники. Чтобы просьбы поскорее дошли до Небес, островитяне придумали специальный обряд с Мамой-рацией. Самая толстая, а стало быть, самая красивая женщина деревни обматывалась проводами-верёвками. Танцуя, она входила в транс, а туземец «радист» выкрикивал ей в пупок на неведомом языке бледнолицых заветные заклинания: «База! База! Приём! Как слышно?» Когда же Мама-рация, пребывая в трансовом безумии, что-то бормотала, верховный жрец растолковывал её слова как послание мессии…

 

Шли месяцы, годы, а самолёты всё не садились… Аборигены настолько увлеклись своей новой религией, что окончательно забросили повседневные дела. В попытках достичь единения с духами предков, они до беспамятства упивались кавой (напиток из кореньев местного галлюциногенного растения), упорно сигнализируя духам флажками из крашеных циновок. Вскоре островитяне погрузились в состояние непрерывного наркотического бреда, а местная экономика накрылась ко всем чертям.

Застав нерадивых самолётопоклонников в столь плачевном состоянии, учёные и антропологи мира забили тревогу — племена могли исчезнуть с лица земли. Чтобы горе-туземцы не умерли с голоду, им была срочно оказана гуманитарная помощь. Завидев сыплющиеся с неба вожделенные дары, «папуасы» окончательно убедились в правильности своих деяний — наконец-то Боги стали к ним благосклонны!

За последние полвека большинство культов карго исчезло. Однако, кое-где эта религия до сих пор жива и здорова. Сегодня меккой культа Небесных Даров можно смело назвать остров Танна — один из 80 зелёных островов архипелага Новые Гебриды.

Именно здесь, у самого доступного в мире действующего вулкана, местные жители поклоняются своему мессии и спасителю — Джону Фруму. Это движение отмечается в различных частях острова и стало одной из наиболее интересных составляющих многогранной культуры Вануату.

Ещё в далёких тридцатых мистер Фрум явился островитянам в образе американского военнослужащего в элегантном белом мундире с блестящими пуговицами. С именем этого человека связано множество легенд, и сегодня при всём желании невозможно докопаться до истины и понять, существовал ли он на самом деле, ведь фамилия «Frum» практически не встречается в англоязычных странах. Зато есть предположение, что имя Джон Фрум — это искажённое производное от «John from (America)». В переводе с английского языка —  «Джон из (Америки)».

Одни приверженцы всесильного Фрума видят в нём доброго духа предков, другие — Бога, третьи — посланника страны мечты и «короля процветающей Америки», спустившегося на землю меланезийского народа. Но все верят, что однажды он явится вновь, принеся с собой бесчисленное множество карго, и сделает своих последователей богатыми и счастливыми.

Второе пришествие Джона Фрума ожидается 15 февраля. Когда именно это будет — остаётся загадкой. Поэтому каждый год в этот день островитяне устраивают грандиозные празднества в честь своего мессии. Утро начинается с торжественного марша отряда местных юношей, которые гордо вышагивают с бамбуковыми ружьями наперевес. Штыки бутафорского оружия для устрашения раскрашены кроваво-красной краской. На груди и спинах парней красуются буквы «USA», а на плечах нарисованы погоны. Все они одеты в потрёпанные временем джинсы — главный символ Америки.

Руководит парадом седой бородатый вождь в синем военном кителе с золотыми эполетами.

По его команде над бамбуковым флагштоком, взвивается выцветший американский стяг. Рядом колышутся флаги поменьше: государственный флаг Вануату и флаг австралийских аборигенов, которых жители Танны поддерживают в борьбе за расовое равенство. Также, вопреки здравому смыслу, встречаются и флаги бывших миссионеров-колонистов — Великобритании и Франции. Но всех почётнее флаг Швейцарии, ибо главным сакральным символом культа карго является красный крест — эмблема международной гуманитарной организации.

В честь праздника женщины острова облачаются в нарядные платья, вторя цветам поднятых знамён, и выплясывают под современную американскую музыку.

Весь день бравые воины острова Танна славят своего Бога, приносят цветы и просят у него богатства. Они играют на гитарах и поют песни, восхваляя Джона Фрума и его «апостолов» —  ковбоев Джимми и Джерри. Также они вспоминают ещё одного лирического персонажа — моряка Тома.

 В одной из неприметных тростниковых хижин деревушки Ламакара есть даже часовня, посвящённая Джону Фруму. Внутри, на чёрной доске выведены заповеди, соблюдать которые пророк завещал островитянам. Смысл этих наставлений сводится к призывам вести праведную жизнь, не убивать друг друга и не есть. Ведь на Вануату ещё сравнительно недавно некоторые гурманы промышляли каннибализмом!

Каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу у священной хижины начинаются всеобщие бдения, сопровождаемые дружным распитием дурманящей кавы и распеванием хвалебных гимнов. И, само собой, всякая песнь сводится к одному и тому же рефрену: «Мы ждём тебя, Джон! Когда же ты придёшь с долгожданным карго?»

Так и ждут наивные но упёртые туземцы второго пришествия своего Фрума… И никакие разумные доводы не способны их разубедить. «Вы, христиане, ждёте возвращения Иисуса уже больше двух тысяч лет, а мы всего лишь шестьдесят», — с гордостью заявляют самолётопоклонники.

 

Однако, не только мифический Джон Фрум из далёкой сказочной Америки стал объектом поклонения адептов культа карго. В пантеоне божеств жителей острова Танна есть куда более реальный герой — принц Филипп, он же — герцог Эдинбургский, он же — ныне здравствующий 91-летний супруг Британской королевы Елизаветы II.

Жители деревушки Yaohnanen (где мужчины не носят ничего, кроме пучка травы на причинном месте, и растят марихуану и дикий табак) убеждены,что принц Филипп — божественный человек и брат Джона Фрума.

Они считают его потомком магического духа, живущего в священной горе Тукосмера, откуда открывается вид на деревню. По их мнению, если Филипп не родился ни в Англии, ни во Франции, ни в США, то его родиной может быть только остров Танна. Греческое происхождение монарха для туземцев ровным счётом ничего не значит.

Согласно одной из легенд, однажды юный принц покинул остров Танна и отправился за тридевять земель в загадочную страну Англию, посмотреть на королеву. Королева оказалась влиятельной и властной женщиной и потому сделала Филиппа царём.

«Когда Филипп был маленьким ребёнком, жрецы нашего острова предсказали, что он будет правителем всего мира», — поясняет один из старейшин деревушки.

 Букингемскому дворцу известно о так называемом «движении принца Филиппа». Британские антропологи внимательно изучили этот феномен и обнаружили, что жители Танны стали обожествлять герцога Эдинбургского после того, как тот в 1971 году посетил Новые Гебриды.

С тех пор королевская чета Великой Британской Империи регулярно отправляет своим скромным почитателям подарки, а также портреты принца Филиппа и его семейства с автографом. При этом сами монархи не сильно-то стремятся вновь ступить на земли Вануату.

Зато жители деревни ни на секунду не сомневаются: старинная легенда о возвращении белокожего сына на историческую родину непременно сбудется.

«Наши дети знают Филиппа и знают его детей — они видели их на картине. Мы все надеемся, что когда-нибудь он будет здесь. Однажды он вернётся и привезёт с собой дикие сексуальные праздники и много карго. И тогда настанет конец смерти и болезням», — делится Джек Наива, глава деревни.

Оглядываясь назад, не так-то просто дать точный ответ, когда же возник первый культ карго. Если верить документам, то самым ранним прецедентом стало фантасмагорическое действо на Папуа-Новой Гвинее, датированное концом XIX века, которое впоследствии окрестили «безумие Вайлала».

Но, если копнуть глубже, то первым карго-божеством можно смело назвать великого английского мореплавателя и капитана Джеймса Кука. Он-то и открыл Старому Свету в 1774 году остров Танна, перевернув с ног на голову жизнь несчастных и ни в чём не повинных туземцев. Так и стали зарождаться крохотные островные религии, где обожествлялось такое непонятное, но столь притягательное добро, которым по неведомым причинам завладели белые люди.

О популярности культа карго можно судить по желанию американских военных откреститься от него. В попытках прекратить массовое помешательство и образумить местное население, несколько раз предпринимались просветительские миссии, неизменно заканчивающиеся полнейшим фиаско. О, да! Это была абсолютная и унизительная неудача представителей западной цивилизации. Борьба с культом лишь усилила убеждение местных в том, что бледнолицые хотят присвоить себе все божественные дары.

Более того, американцы сами подлили масла в огонь, когда по окончании войны на соседнем острове Эспириту-Санто спихнули бульдозерами с обрыва в море ставшие ненужными джипы, мотоциклы и самолётные запчасти. С тех пор это место стали именовать Мысом Миллиона Долларов, ибо и по сей день ловкие ныряльщики продолжают доставать с морского дна куски авиационных моторов и непочатые бутылки Кока-Колы…

PS:

Человеку с западным образованием чужда философия самолётопоклонников. Зато её приверженцы постоянно получают свою «небесную манну» от многочисленных съёмочных групп, что кадый год 15 февраля приезжают воочию увидеть национальный праздник острова Танна.

Миф о неиссякаемости рога изобилия подтверждается с каждым новым появлением белокожих гостей… Следовательно, Боги помнят о своих подопечных и Магия работает!

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

соавтор текста Sasha Plastinkin

Об авторе Крис Кирик

КРИС Кирик | Путешествия - самый сильный из известных человечеству наркотиков. Единственный наркотик, который имеет не разрушительную, а созидательную силу! Я давно и основательно подсела на travel-допинги, и они стали главным источником моей внутренней свободы и вдохновения. С тех пор космополитизм — философия номер один. В фильме «4 комнаты» герой Тарантино говорит: «Всегда ввязывайся в Истории!» - эти слова на 100% отображают мой стиль жизни и образ мысли!

7 комментариев на «“Культ ка́рго — религия самолётопоклонников Чёрных островов Меланезии.”»

  1. Vlad Sokhin:

    Некоторые фотографии в этом посте использованы без разрешения автора и должны быть удалены. Я не давал своего разрешения использовать снимки в вашем блоге и уж тем более применять к ним какие-либо фильтры. Пожалуйста, примите меры.

    С уважением,

    Влад Сохин (Vlad Sokhin), фотограф.

    • Евгения Будрина:

      Влад, пожалуйста, укажите, какие именно фотографии принадлежат вам. Мы их немедленно удалим. Приносим свои извинения.

  2. Roman:

    Хочу добавить что здесь использованы фотографии нескольких авторов. Я также не давал разрешения на использование моих фотографий.

    С уважением,
    Roman Kalyakin

    • Евгения Будрина:

      Роман, подскажите, пожалуйста, какие именно фотографии являются вашими. Мы их немедленно удалим с нашего ресурса. Приносим свои извинения.

  3. Дмитрий Двойников:

    Блин, это-же современная Украина, один в один!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *