Удивительно, но для отельной индустрии сети являеются относительно новой формой, и при этом составляют основу бизнеса: на сегодняшний день в мире насчитывается несколько сотен сетей, а по данным Всемирной туристской организации, каждый четвертый отель принадлежит к какой-нибудь сети.
Первые сетевые отели появились в конце 1930-х годов в США и стали очень популярны именно в Новом Свете: примерно 70% всех отелей Соединенных Штатов являются сетевыми.
Наверное, тут можно провести аналогию с сетевым фастфудом. Однако «сетевой» не всегда означает «дешевый» — например, сеть Radisson вполне можно назвать премиальной.
Американские сети вообще отличаются масштабом, а вот в Италии, где отельный бизнес часто семейный, сети гораздо более скромных размеров.
Старейшей отельной сетью считается Hilton.
В 1919 году Конрад Хилтон, будущий глава огромной империи, приобрел небольшой отель Mobley в техасском городке Сиско. Бизнес пошел в гору, и молодой предприниматель купил еще несколько отелей в Техасе, а затем и в Нью-Мексико. Преодолев не без трудностей Великую Депрессию, в 1946 году Конрад Хилтон основал компанию Hilton Hotels Corporation. В 1950-1960-е годы сеть вышла за пределы США и стала первой в мире международной отельной сетью.
Сегодня компания Hilton Hotels Corporation управляет более чем 540 отелями в почти 80 странах мира, а общий номерной фонд составляет около 200 тысяч. Кроме того, именно сеть Hilton запустила систему отельного франчайзинга и открыла первый отель рядом с аэропортом. Hilton владеет несколькими брендами, в том числе в средней ценовой категории, такими как Hilton Garden Inn и Hampton Inn. Компании также принадлежит легенда Нью-Йорка — роскошный отель Waldorf Astoria.
Внесли свой важный вклад в историю и развитие отельной индустрии и другие известные бренды. Например, сеть Sheraton появилась в 1939 году на Восточном побережье США и уже в 1947 стала первой отельной сетью, акции которой котировались на Нью-йоркской фондовой бирже, а в 1958 году запустила первую в мире электронную программу бронирования номеров.
Сегодня, Sheraton входит в состав Starwood Hotels. Нужно признать, что большая часть сетевых отелей принадлежит все-таки мейнстримовской категории 3 звезды, и такие отели очень востребованы.
Сеть Best Western, основанная в 1946 году,является крупнейшей сетью в мире: в нее входит более 4 тыс отелей в 95 странах.
У каждого есть свои пристрастия, но вот американские исследователи отельной индустрии уверены, что выбор в пользу той или иной сети зависит от возраста гостя. Например, бренду Marriott все возрасты покорны и он считается самым любимым в США. Holiday Inn выбирают путешественники младше 30 лет, а гости постарше отдают предпочтение Hilton.
Несмотря на многолетнюю историю известные бренды не стоят на месте и открывают новые сети со ставкой на концептуальный дизайн. Сеть бутиков-отелей Andaz от Hyatt, появившаяся в 2007 году, ориентирована на высокую кухню и аутентичные впечатления. Edition от Marriott — это творение легендарного отельера и автора концепции бутик-отеля Яна Шрагера, сочетающий индивидуальный подход небольшого бутика и размах огромной сети.
Сеть Kerry Hotels, дочка люксовой Shangri-La, пока представлена только отелем в Шанхае, но в 2012 ожидается открытие отеля в Пекине. Здесь упор делают на кулинарные изыски: в отеле 11 театров-кухонь и собственная пивоварня, где для гостей сварят пиво под их собственной маркой.