🎉 Островку 15 лет: скачивай мобильное приложение, участвуй в игре и получай призы для ооооотличных путешествий! 🎉
Узнать условия
🎉 Островку 15 лет: скачивай мобильное приложение, участвуй в игре и получай призы для ооооотличных путешествий! 🎉
Узнать условия
Готовый маршрут по Горному Алтаю: что посмотреть за десять дней

Готовый маршрут по Горному Алтаю: что посмотреть за десять дней

Горный Алтай — это зелёные холмы на рассвете, ледники и водопады, перевалы и залитые солнцем долины. Этим летом я проехала по Чуйскому тракту и собрала маршрут на 10 дней — для тех, кто любит горы и длинные пешие прогулки.

Мария Вихрева
92
12 минут чтения

Содержание

Необъятный Горный Алтай: у каждого свой

В этой статье — мой маршрут по Чуйскому тракту. А чтобы составить свой план путешествия, тебе также пригодится подборка интересных мест на Алтае.

Что с погодой

Я была на Алтае в конце июля — начале августа. Это высокий сезон, но погода оказалась очень разной: от солнца в +35 ℃ до дождя в +11 ℃. Местные говорили, что холод обычно приходит в конце сентября.

В дождь поездки по Чуйскому тракту весьма атмосферны, но выходить из машины не хочется. Фото: Мария Вихрева

Как добраться

Мы поехали на своей машине — так проще заезжать в интересные места по дороге. От Екатеринбурга до Горно-Алтайска добрались за два дня, с ночёвками в Омске и Бийске, а на обратном пути остановились в Барнауле. Всего вышло около 5800 км, на бензин потратили 38 000 рублей.

Ещё один вариант — прилететь в Горно-Алтайск и взять машину напрокат. Это удобно, если не хочется тратить несколько дней на дорогу. В августе билеты из Москвы стоили от 12 000 рублей в одну сторону. Аренда кроссовера — от 5000 рублей в сутки, а внедорожника — от 13 300 рублей. Лучше брать полноприводное авто — так удастся сэкономить на забросках, о которых расскажу позже.

Как подготовиться

Будь готов, что не успеешь посмотреть все локации

Горный Алтай невозможно объехать за 1-2 недели. Даже если составишь маршрут из 7-10 ключевых локаций, планы легко могут поменяться: подведёт погода, здоровье или неоптимальное планирование. Поэтому сразу выбирай места, которые тебе важнее всего посетить.

Воспринимай первую поездку как пробную. Делай заметки для следующих маршрутов и не переживай из-за накладок. Даже дождь в самом красивом месте — часть опыта и повод вернуться.

Виды с Чёртова Пальца. Пропустили это место в первый день поездки, но заглянули в конце путешествия. Фото: Мария Вихрева

Выбери, как будешь добираться до труднодоступных мест

  • На авто — только если это полноприводная машина и у тебя достаточно опыта. Так можно доехать, например, до перевала Кату-Ярык. Мы рискнули проехать его на своём полном приводе и оказалось не так страшно, как пишут в отзывах.
  • Заброской — так называют трансфер на машине высокой проходимости (УАЗ, ГАЗ-66). Это оптимальный вариант для маршрутов к труднодоступным местам вроде водопада Учар. Заброски ищут через хозяев гостевых домов или прямо на месте: в Акташе водители предлагают поездки у супермаркета «Мария-Ра». В августе 2025 года трансфер из Акташа до переправы к Учару на четырёхместном внедорожнике стоил 18 000 – 24 000 рублей.

Реши вопросы с проживанием

Нам удобнее бронировать жильё в день приезда, чтобы не привязываться к конкретной локации. Несколько раз удавалось найти варианты буквально в полях, обзванивая турбазы по номерам из «Яндекс.Карт». Если тебе подходит такой уровень неопределённости — возьми на заметку.

Если же планируешь оставаться 5-7 дней в одном месте, бронируй заранее: спрос высокий. Например, когда мы захотели продлить проживание в полюбившемся гостевом доме, свободных номеров не оказалось на две недели вперёд.

Аилы в Курайской степи на рассвете. Фото: Мария Вихрева

День 1. Галопом по Европам: Бийск — Курай

Первая цель — забраться на самую дальнюю точку маршрута. Мы выезжали из Бийска, предстояло 480 км пути до села Курай. Если поедешь из Горно-Алтайска — дорога короче на 90 км. 

По пути встречаются интересные места для остановки:

Виды с перевала Чике-Таман. Фото: Мария Вихрева

В Акташе вкусно и недорого кормят в кафе «Оазис». А для ночёвки в окрестностях можно выбрать аилы — современные версии традиционного алтайского жилища. Это шестиугольные домики с кроватями, иногда с печкой и удобствами.

Где остановиться в Курае:

Днём в степи видно горы, а ночью — Млечный Путь. Фото: Мария Вихрева

Если устанешь, переночевать можно в Чибите или Акташе:

День 2. Курай — альплагерь «Актру», трек к Голубому озеру

Альплагерь «Актру» находится на высоте 2150 метров. Наша заброска на четырёхместном УАЗе обошлась в 14 000 рублей. Договорились с водителем, что он заберёт нас через пару дней. Если приезжать на один день, поездка туда-обратно обойдётся в 16 000 рублей. 

По пути к альплагерю участники заброски останавливаются в долине для фото. Фото: Мария Вихрева

Из альплагеря мы отправились в поход к Голубому озеру. Советую заранее скачать маршруты с сайта альплагеря. Трек очень красивый: после водопада Ручейный тропа идёт вдоль горной речки с видами на громады ледников Большой и Малый Актру, а на подходах к озеру можно выйти на лёд. Цветы, горы и солнце — всё, что нужно для счастья.

Самый сложный участок — крутой подъём и спуск по ущелью. В дождь нужно передвигаться особенно аккуратно. Фото: Мария Вихрева

Что взять с собой на трекинг

  • Рюкзак объёмом 8-10 литров.
  • Запас воды и чай в термокружке — из неё удобно пить на ходу.
  • Перекус: ореховые или злаковые батончики, смесь орехов и сухофруктов и т. д.
  • Мембранную куртку со штанами, дождевик, кофту.
  • Солнечные очки, крем от загара и гигиеническую помаду. 
  • Трекинговые палки.
  • Телефон с загруженным треком.
  • Трекинговые ботинки. 

Виды на ледники по пути к Голубому озеру. Фото: Мария Вихрева

Ночь в лагере «Актру» стоит 300 рублей с человека, оплатить можно наличными или картой. Здесь есть площадки под палатки, родниковая вода и простые туалеты. В столовой готовят еду, но мы брали продукты и готовили сами на горелке. Машину оставляли на парковке гостевого дома под камерами — бесплатно.

Озёра, которые заменят море

Если тебе нравятся бирюзовые озёра, подобные Голубому, загляни в нашу подборку мест в России, где вода, пляжи и виды не уступают морским курортам. 

День 3. Трекинг в альплагере «Актру»: перевал Учитель

Второй день в горах — поход на перевал Учитель. Длина маршрута — всего 5,4 км, но набор высоты — 900 метров: тропа почти всё время идёт вверх. Готовься фотографировать цветы с ледниками на заднем плане и скакать по курумнику. Если повезёт, увидишь среди камней пищух или зайцев. А перед перевалом сохранился снежник — отличное место для летней игры в снежки на высоте около 3000 метров.

Вид на перевал Учитель: с одной стороны — ледники, с другой — Курайская степь. Фото: Мария Вихрева

Вечером отдыхали у костра, охапку дров взяли в альплагере за 500 рублей. Ещё рассматривали звёздное небо — распознать созвездия помогло приложение Stellarium.

Твой первый трекинг

Если перевал Учитель вдохновил попробовать горы всерьёз, загляни в гид для новичков: там советы, маршруты и лайфхаки, чтобы первый трекинг был безопасным и увлекательным.

День 4. Ещё один трек и возвращение в Курай

Перед возвращением в Курай решили посмотреть на подъём к Куполу Трёх Озёр. Начало тропы оказалось неочевидным, поэтому мы два часа скакали по камням и сыпухам в ущелье. Тропу то находили, то снова теряли, пока не пролезли самый тяжёлый участок. В итоге поняли, что до плато Зелёная Гостиница на середине пути дойти не успеем, и решили возвращаться.

Маршрут проходит через зону курумника с массой камней, передвигаться нужно очень осторожно. Фото: Мария Вихрева

Уже на спуске выяснилось, что нужно было идти по другой стороне ущелья (левой, если стоять к нему лицом). Там даже есть участок виа ферраты: в скалы вбиты железные скобы и протянуты тросы. В следующую поездку решили начать подъём ранним утром, чтобы всё-таки пройти маршрут до конца. 

Один из участков виа ферраты на маршруте: ногами идёшь по скобам, руками придерживаешься за натянутый трос. Фото: Мария Вихрева

Культовые маршруты для трекинга

После Купола Трёх Озёр можно планировать более серьёзные походы. Собрали в подборке легендарные трекинги со всего мира для опытных путешественников.

День 5. Курай и окрестности

После нескольких ночей в палатке решили устроить день отдыха: выспались, спокойно попили кофе с видом на хребет и отправились исследовать окрестности.

  • Смотровые площадки в Курайской степи — отсюда открываются панорамы на Северо-Чуйский хребет и Чуйские меандры. Подняться можно как на машине, так и пешком. Главное — выбрать ясный день: в туман и дождь красоты прячутся, а виды здесь одни из самых впечатляющих на Алтае.

Смотровая с видом на Северо-Чуйский хребет и Чуйские меандры — так называют изгибы реки. Фото: Мария Вихрева

  • Алтайский Марс — разноцветные склоны и каньоны, из-за которых ландшафт и получил своё название. Марсов в окрестностях несколько, но для первого знакомства хватит ближайшего. Добраться можно только на полноприводной машине. Вход — 300 рублей, на прогулку по каньону и фото стоит заложить полтора часа.
  • Гейзерное озеро — место, которое туристы часто называют самым ярким впечатлением от Алтая. Красивое, но после гор меня не сильно поразило. Заехать сюда можно по пути в Акташ, вход — 150 рублей.

Марс-1 лучше посещать в солнечный день. Фото: Мария Вихрева

Маршрут можно было бы дополнить подъёмом на смотровую Акташского ретранслятора — на УАЗах забрасывают на 3000 метров за 2500 рублей с человека. Или прокатиться на лошадях до смотровых на хребте — хозяйка аула предлагала конную прогулку за 2000 рублей. Увы, подвела погода и не хватило времени.

День 6. Перевал Кату-Ярык и Чулышманская долина

Из Курая держим путь через перевал Кату-Ярык в долину реки Чулышман. Асфальт заканчивается в селе Улаган, дальше — грунтовка, местами с острыми камнями. 

Главное испытание — сам перевал Кату-Ярык с крутыми поворотами и сбросом высоты до 800 м. Перед спуском мы оценили обстановку со смотровой площадки. На полноприводной машине перевал не доставил нам особых проблем, но рекомендую трезво оценивать возможности авто и свой опыт. Дорога непростая.

Повторила растиражированную фотографию перевала Кату-Ярык. Фото: Мария Вихрева

После перевала дорога уводит в живописную долину к турбазе у переправ. Здесь можно снять домик от 3000 рублей за ночь. Магазинов и кафе немного: предлагают простую еду вроде макарон с сосиской, поэтому лучше захватить продукты и готовить на горелке.

Переправа через реку стоит 1500 рублей за лодку туда-обратно. Отсюда начинаются пешие маршруты: к водопаду Учар — около 8 километров, к каменным грибам — 1,5 километра.

Мимо переправы сложно проехать: висит баннер и стоит много машин. Фото: Мария Вихрева

Ещё больше природы России

Если Алтай вдохновил, загляни в другие уголки страны, где природа не тронута и дух захватывает — от заповедников до национальных парков.

День 7. Прогулка к водопаду Учар

Выходим с утра пораньше, чтобы устроить полудневку на водопаде Учар. Лодку для переправы заказали у администратора дома, дальше — пеший маршрут длиной 8 км. Учар находится на территории Алтайского заповедника, за проход берут 250 рублей. 

Тропа каменистая, местами курумник и виа феррата — трекинговые кроссовки и палки тут обязательны. Запасы воды легко пополнить у встречающихся по пути водопадов. В солнечную погоду нужны крем и кепка — участок идёт по открытому склону, легко обгореть и перегреться.

Долина реки Чулышман — зелёная, солнечная, невероятная. Фото: Мария Вихрева

На прогулку к водопаду лучше заложить весь день. Мы ездили одним днём из Курая, обратно Кату-Ярык пересекали уже в сумерках, а на базу вернулись ближе к полуночи. Это было тяжело, и я жалею, что не удалось остаться в долине на два-три дня. 

Бооольше водопадов

Если тебе нравится любоваться падающей водой, присмотрись к нашему списку красивых водопадов России.

День 8. Возвращение на Чуйский тракт

От баз возле грибов и водопада до южного берега Телецкого озера — 49 км по грунтовой дороге, в одну сторону уйдёт около 2 часов на авто. Если есть свободный день, стоит съездить, чтобы прокатиться на катере: прогулки по озеру стоят от 2500 рублей с человека.

Мы же возвращаемся обратно на Чуйский тракт через перевал Кату-Ярык. Дорога уже знакома, но каждый раз открывается по-новому. Кстати, автомобили, которые не могут самостоятельно заехать на перевал, наверх затаскивает трактор — у нас такой проблемы не было, стоимость не узнавали. 

Самый красивый для меня участок Чуйского тракта — от Курая до Акташа. Фото: Мария Вихрева

Чуйский тракт для велопутешествия

Педали под ногами, ветер в лицо и виды, от которых захватывает дух — Чуйский тракт на велосипеде открывается совсем иначе. Вот ещё больше красивых веломаршрутов по России. 

День 9. Переезд Акташ — Чепош

Неторопливо едем 300 км обратно по Чуйскому тракту до посёлка Чепош и заглядываем на интересные локации, которые не успели посмотреть в первый день путешествия. Остановиться советую именно в Чепоше: в более популярном Чемале слишком многолюдно. 

В хорошую погоду радуют рельефы зелёных холмов. Фото: Мария Вихрева

Где остановиться в Чепоше:

День 10. Окрестности Чемала

После тишины гор Чемал показался слишком многолюдным. У моста на остров Патмос стояла очередь туристов, а на козьей тропе к Чемальской гидроэлектростанции мы попали в автомобильную пробку. Возможно, в начале поездки впечатления были бы другими.

На десятый день путешествия по Алтаю такие виды уже особо не удивляют, особенно если идти в толпе. Фото: Мария Вихрева

Ещё заглянули к скалам Зубы Дракона — прогулка на моторной лодке стоит 1200 рублей. Проскакали по козьей тропе и поднялись на Чёртов Палец, который пропустили в начале пути. На этом путешествие по Алтаю закончилось.

Советы

Собрала рекомендации, которые сама хотела бы получить перед поездкой:

  • Заранее сними наличные, чтобы оплачивать заброски, экскурсии, покупки в горах и жильё. 
  • Возьми сим-карту МТС — у них лучшее покрытие в регионе, другие операторы ловят хуже.
  • Мониторь погоду — в дождь горы скрыты облаками, а в солнечные окна сразу отправляйся на смотровые и к водопадам.
  • Бронируй жильё день в день и максимум на ночь: это позволит менять планы и задержаться там, где понравится. Турбаз в регионе много, без ночлега не останешься. 
  • Возьми палатку и бивачное снаряжение — будут кстати при хорошей погоде для ночёвки на природе, например, на берегу Катуни в районе Курая. 
  • Загрузи в машину провизию, а также посуду и газ — пригодятся при ночёвках в палатке или при очень позднем возвращении на базу: ночью кафе не работают, а утром многие аилы не подают завтрак.

Я уже строю новые планы путешествий по Алтаю. Фото: Мария Вихрева


Горный Алтай по-своему прекрасен для каждого. Жильё в туристических районах удобно искать на Островке. Собирай рюкзак — и в путь!

Реклама. ООО «Бронирование гостиниц». Erid: 2VtzqviTntr

Алтай, до встречи!

Фото обложки: Мария Вихрева

Подпишись на горячие новинки блога!
Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.
Посмотреть на эти чудесные письма
Электронная почта
Ошибка на сервере. Не удалось отправить ваши данные. Пожалуйста, попробуйте еще раз!
Спасибо
Мы уже отправили вам письмо. Проверьте, пожалуйста!
Теги: Алтай
В начало статьи
92
12 минут чтения
Поделитесь с друзьями
🎉 Островку 15 лет: скачивай мобильное приложение, участвуй в игре и получай призы для ооооотличных путешествий! 🎉
Узнать условия