«Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей.»
Грас (фр. Grasse) — небольшой курортный город во французском департаменте Приморские Альпы, население которого чуть меньше пятидесяти тысяч жителей. Грас основан в 1125 году, а с XVI века здесь начинает активно развиваться парфюмерное производство. Современный город расположен на склоне горы на высоте 350 метров над уровнем моря, всего в 16 км от Канн и примерно в 30 от Ниццы. Благоприятный микроклимат Граса как нельзя лучше способствует выращиванию цветов. Город находится достаточно далеко от моря и его морского бриза. А благодаря горному расположению и наличию ирригационного канала, здесь всегда есть большие запасы воды. В наши дни на территории Граса производится более двух третей ароматов всей Франции. Это производство приносит свыше 600 миллионов евро прибыли в год.
Грасс по праву считается одним из самых красивых мест на всём Лазурном Берегу. Оказавшись здесь, можно убедиться, что даже сегодня город выглядит совершенно также, как он описан в романе Патрика Зюскинда. Средневековые улочки с каменными мостовыми на первый взгляд кажутся довольно мрачными. Но стоит только оказаться во власти многочисленных парфюмерных запахов, сразу начинаешь всерьёз задумываться о том, чтобы остаться здесь жить навсегда.
Из наших знаменитых соотечественников Грасс особенно любил Иван Бунин, который с нежностью и теплом описывал его альпийские рассветы, звенящую горную тишину, удивительную чистоту и то очарование, что зародилось в его сердце после первого посещения французского городка. Нередко он приезжал сюда со своей возлюбленной, они проживали на вилле «Бельведер» и очень хотели ее выкупить, чтобы навсегда поселиться в Грасе. Но, увы, им не хватило на это средств.
Однако, не только Бунин был большим поклонником этих мест. Задолго до него моду на посещение Граса ввела Полина Бонапарт — средняя из трёх и самая любимая сестра французского императора Наполеона I. Любила проводить здесь время и Эдит Пиаф, которая в октябре 1963 года нашла в «парфюмерном раю» своё последнее пристанище. Сегодня сама королева Виктория довольно часто приезжает отдохнуть на утопающих в цветах горных склонах Граса. Более того, она устроила здесь свою зимнюю резиденцию.
Учитывая тот факт, что мои французские каникулы были насквозь пронизаны духом средневековья, мне следовало очень ответственно подойти к выбору отеля, дабы не разрушить идиллию. Старинный Château de la Bégude, здание которого построено в 1500-м году, сразу поразил меня своим стилем и атмосферой. Он расположен в самом сердце великолепного природного ландшафта и без преувеличения является одной из жемчужин Ривьеры.
Загородный дом XVI века, переоборудованный в гостиницу высочайшего класса, сочетает в себе современный комфорт и традиционный провансальский декор. Это поистине привилегированное место.
Из номеров открывается невероятный вид на парк или поле для гольфа Opio. Кроме того, имеются площадки для игры в теннис и бассейн.
А для весенне-летней сиесты как нельзя лучше подходит ресторан с живописной открытой террасой и видом на сад. Здесь можно насладиться трапезой из вкуснейших блюд традиционной провансальской кухни. Что же касается более поздних развлечений, то замок La Bégude предлагает проводить вечера, наслаждаясь джазовой музыкой…
Поблизости от отеля Château de la Bégude располагаются следующие достопримечательности: Musée International de la Parfumerie и Château Grimaldi, а среди прочих интересных местных объектов: гольф-клуб «Опио-Вальбон» и гольф-клуб «Гранд-Бастид».
В средние века Грасс был городом с богатой ремесленной традицией, где особенным мастерством отличались специалисты кожевенного дела. Готовая продукция отправлялась большими партиями в Пизу и Геную. Начиная с 1600-го года (когда в европейский стиль жизни входит мода пропитывать кожаные перчатки цветочными маслами) здесь постепенно развивается парфюмерное производство. Впервые эта идея пришла в голову Галимарду Таннеру, и он подарил пару ароматизированных перчаток Марии Медичи. Королева, в свою очередь, с восторгом приняла подарок. Подобный «приём» быстро распространился в высшем обществе — так появились парфюмеры, которые смогли придать нежный запах изделиям из кожи.
Вскоре кожевенное производство уступает свое место производству ароматов. А начиная с семнадцатого века главной специализацией парфюмеров из Граса становится изготовление эссенций из цветков апельсина и жасмина. Некоторые технологии остались неизменными и по сей день.
«…Люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты, и заткнуть уши, и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат — это брат дыхания. С ароматом он войдет в людей, и они не смогут от него защититься, если захотят жить…»
Парфюмерные лавки теснятся на узких улочках, соединенных лестницами, ведь город расположен на склоне горы, и всё это просто утопает в цветочных зарослях. Тончайшими запахами цветов здесь пропитан буквально каждый кубический сантиметр воздуха и земли. Недаром вокруг долины сосредоточено более сорока парфюмерных фабрик. История создания ароматов в Грассе насчитывает четыреста лет. В основном здесь выращивают жасмин, цветок апельсина, розу Центифолию, мимозу, лаванду и наркотический нарцисс. Самое ценное растение — роза Центифолия. Она была привезена из крестовых походов. Во Франции она даёт аромат только в долине Грасса. Для получения 1 килограмма эфирного масла Розы Грасса нужно 10 тонн лепестков — это в два раза больше, чем для обычной розы.
Три всемирно известных парфюмерных фабрики Фрагонар (Fragonard), Галимар (Galimard) и Молинар (Molinard) открыты для посещения как музеи. Фабрика Фрагонар находится в здании XVII века (бывший кожевенный завод).
Здесь можно познакомиться с историей создания многих марок духов. Узнать отличительные особенности технологии производства в различные исторические эпохи. Весьма интересно увидеть своими глазами, как из тонны лепестков роз получают лишь капли масел. Главными же экспонатами музея являются хрустальные флаконы и несессер королевы Марии. В финале можно приобрести в розлив известные марки духов — во флаконах без этикетки духи стоят гораздо дешевле магазинных.
Собор Нотр-Дам-дю-Пюи (Notre-Dame-du-Puy), основанный в XI веке — это одна из главных достопримечательностей Граса. Строение отличается выраженными готическими крестообразными сводами. Внутри собор украшен декоративными элементами и картинами среди которых целых три работы кисти Рубенса и одна — Жана Оноре Фрагонара. В числе других туристических мест города выделяются монументальные ворота Отеля де Вилль, Международный Музей Духо́в, а также Музей Искусств и Истории Прованса и Музей Миниатюрных Поездов. Непременно стоит посетить Старый город и площадь Всех Ветров…
Ну, а если вдруг в голову придёт безумная мысль связать свою жизнь с тонким миром ароматов, то сложно придумать более правильный путь, чем обучение в знаменитой местной школе парфюмеров «Рур».
Кстати, небезызвестный парфюм Шанель №5 обязан своим рождением именно Грассу. Да простят меня его создатели, но с детства эта парфюмерная комбинация казалась мне ещё более отвратительной, чем тошнотворные духи «Красная Москва». Вместо этого кошмарного зелья я бы рекомендовала послушать и попробовать местные цветочные эссенции — невероятно стойкие и сильные. Правда, попав в ароматный плен, следует соблюдать осторожность и помнить, что эти духи не выветриваются как минимум пару дней, несмотря на купания и душ. Лично мне подобная дегустация вышла боком — на протяжении трёх дней даже еда и вино для меня имели вкус теперь уже ненавистной Центифолии.
PS:
Для кого-то Франция — это Эдит Пиаф и Шарль Азнавур… Для кого-то — Коко Шанель, Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран… Для кого-то — это вина Бордо и Шампани… Для кого-то — полотна Эдуарда Мане, Клода Моне и Огюста Ренуара…
Для меня же эта страна невозможна без цинично-непристойных песен Сержа Гинсбурга, без бокала Сотерна на парижской мансарде, без утончённо-зловещих готических зданий, а ещё… С недавнего момента я не представляю себе Францию без маленького города Грасс, внутри которого заключена великая тайна и магия того, что простые смертные называют словом «parfum».