Кинематограф, художественная литература, а также многочисленные легенды изображают Вуду ожившим кошмаром: мир тьмы и поклонения дьяволу, дикие ритуалы во мраке ночи, злые духи, проклятия и порча, и наконец — ходячие мертвецы-зомби. Именно так многие представляют себе Вуду.
В действительности Вуду — это наследие традиционных африканских верований — многоликая религия, дающая миллионам последователей веру и утешение. Предположительно, она зародилась от 6 до 10 тысяч лет назад на территории современного Бенина. До сих пор примерно половина населения Центральной Африки и побережья Гвинейского залива исповедует это учение. Более сорока миллионов адептов практикуют Вуду по всему миру. Но вряд ли культ получил бы настолько широкую мировую известность, если бы областью его локализации оставался лишь африканский континент.
«Если я попрошу вас перечислить мировые религии, вы назовёте: Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм… Но один континент всегда не учитывается — чёрная Африка. Существует молчаливое убеждение в том, что у чёрных не было религии. Но мы-то знаем правду!» — рассуждает знаменитый канадский антрополог, океанолог, писатель и фотограф Уэйд Девис. Девис стал известен с 1985 года, когда вышел его роман-бестселлер «Змей и Радуга», основанный на реальных событиях, и повествующий о зомби на Гаити.
Окончательно культура Вуду сформировалась сравнительно недавно — около четырёх столетий назад. Своим возникновением она обязана смешению религиозных традиций (христианской и языческой) в период французского колониального рабства.
Первые рабы были привезены на Гаити в 1503 году. Отлучённые от дома африканцы несли знания о своих богах и фетишах по всей Атлантике. Именно на Гаити учение Вуду пустило свои корни. На стенах церквей по всему острову часто можно увидеть символы Вуду, но эти две религии в лучшем случае всегда пребывали в состоянии беспокойного мира.
В Западной Африке слово «Вуду» означает Бога Духов — название осталось от языка «фон», где «vodun» переводится как «дух». Поклонение небу, земле, грому и змеям процветало задолго до того, как в Новый Свет начали привозить первых рабов. Вопреки мнению обывателей, у вудуистов есть единый Бог — Бондьё — высшее божество, всемогущий создатель. По легенде, сотворив землю, он ушёл на отдых, отстранился от происходящего в нашем мире, и больше не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu (в переводе — добрый Бог). Божеств более низкого порядка называют Лоа. С ними и имеют дело последователи Вуду, обращаясь за помощью через молитвы и ритуалы.
Сегодня сердцем Вуду на Западе является Гаити, где большинство местного населения — приверженцы этой религии. Люди, обладающие особым магическим знанием, становятся жрецами. В этой культуре ими могут стать в равной степени как мужчины (их называют Хунган), так и женщины (Мамбо). Все жрецы, будучи колдунами, общаются с духами через людей, в которых те вселяются. Духи Вуду могут быть добрыми или злыми, священными или обычными. Но одно из этих качеств должно доминировать. Не быть ни злым, ни добрым — значит, быть ничем — то есть, зомби.
Каждый жрец обязан владеть навыками чёрной магии, даже если сам её не практикует — зло нужно знать в лицо и уметь в случае необходимости сразиться с ним.
Повсюду, от Гаити до Африки, церемонии Вуду изобилуют мистическими трансами, песнопениями и ритуальными плясками, поклонением змеям и смерти. История Вуду передаётся из уст в уста, от одного поколения другому, посвящая новых адептов в тонкий мир древних богов и духов…
Чтобы наконец разобраться в том, кто же такие зомби, будет не лишним выслушать мнение из первых уст — настоящего жреца. «Голливуд обрёл в Вуду одного из своих самых ужасных монстров — восставших из могил зомби. Тем не менее, бо́льшая часть этих фильмов — плод воображения продюсеров. На деле феномен зомби заключается в специальных приёмах, которыми пользуются гаитяне, чтобы превратить человека в подобие мёртвого, захоронить его, а потом заставить встать из могилы. Голливуд же свёл сложную религию с четырёхсотлетней историей в один единственный образ» — поясняет священник Вуду Макс Бувуар (Max Bouvoir). «Зомби в Вуду называется существо, душу которого взял колдун и, в следствие этого, оно оказывается как бы в вечном чистилище — оно только кажется мёртвым, когда его хоронят заживо. Человек, превращённый в зомби — это тот, кто совершил серьёзное преступление, которое в других обществах наказывается смертью, или пожизненным заключением. В Вуду мы не убиваем людей. Фактически «не убий» — это заповедь Вуду. Вместо того, чтобы убивать человека, его просто изолируют от общества — именно это происходит с тем, кто, как мы это называем, прошёл через могилу».
Из воспоминаний Уэйда Девиса: «Меня послали на Гаити после того, как группа выдающихся врачей нашла существо, которого сочли за первого известного науке зомби — человека, чья смерть была подтверждена современным медицинским оборудованием, и который несколько лет спустя вернулся в мир живых. Этот случай привлёк их внимание, так как они не верили в магию. Им нужно было материальное объяснение. Учёные заинтересовались рассказами и слухами о существовании народного яда, который каким-то образом приводит человека в состояние видимой смерти так, что это может обмануть даже врача с западным образованием. Они стали исследовать различные зелья, порошки и снадобья… Наблюдая за приготовлением этого порошка в разных районах Гаити, я обнаружил, что основным ингредиентом была морская рыба, во внутренностях и на чешуе которой содержится чрезвычайно сильный нервно-паралитический яд — тетродотоксин».
«Этот яд настолько токсичен, что для летального исхода достаточно дозы на кончике булавки. Он действует на человека очень странным образом, вводя в состояние, подобное смерти. В Японии и Южной Азии бывали неоднократные случаи, когда людей клали в гроб живыми». Именно это вещество содержится в популярном и крайне экстремальном японском деликатесе — рыбе фугу.
История гаитянских зомби легла в основу книги Уэйда Девиса, по которой в 1988 году был снят одноимённый фильм «Змей и Радуга». «На Гаити боятся не самих зомби, как это часто показывают в фильмах, там боятся стать зомби, потому, что став зомби, человек переходит в состояние вечного чистилища, в котором нельзя следовать естественному циклу жизни и смерти. Это своего рода наказание, аналогичное электрическому стулу» — объясняет Девис.
«Чёрное — не обязательно означает злое или плохое. И миф о «страшном» духе Барона Самди́ (в переводе с фр. — Суббота) — стопроцентное тому подтверждение. Этот повелитель мёртвых и кладбищ является важной частью религии, где смерть рассматривается как обряд перехода к рождению» — рассказывает известная гаитянская жрица Анна Бранш (Anna Branche).
Барон Суббота изображается в виде скелета в чёрном фраке и чёрном цилиндре — одежда похоронных дел мастера. В его руках трость. Он курит крепкие сигары, пьёт ром и нецензурно ругается. Любит детей и жизнь, как вторую составляющую смерти. Если ребёнок находится при смерти, то надо обращаться к Барону. Он милосерден к детям, хотя, порой, весьма по-своему. Первая могила умершего мужчины на новом кладбище всегда посвящается Барону Субботе.
Также неотъемлемой частью его образа является крест — это не христианское распятие, а известный практически во всех культурах знак перекрёстка дорог.
Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе. Подобно мексиканской Santa Muerte (Святая Смерть), Суббота покровительствует всем бандитам и головорезам.
В ноябре, в канун Дня Всех Святых, на Гаити отмечается Праздник Геде (Guédé) — день Мёртвых — это, прежде всего, праздник Барона Субботы. Накануне толпы паломников собираются у его могилы и веселятся всю ночь напролёт: поют в его честь, курят, пьют, поливают ромом толпу и ждут нисхождения виновника торжества. Подношения соответствуют своему герою — чёрный кофе, чёрный петух, чёрный козёл, жареный арахис, ром, настоянный на 21 перце, и, само собой, сигары.
Все те, чьим покровителем является Барон, могут легко общаться с мёртвыми, исцелять людей, а также насылать жуткие проклятия, против которых никто не устоит.
Наравне с Бароном прославляют и его верную супругу — хозяйку ворот кладбища Маму Бриджит (Maman Brigitte). Она является одним из немногих Лоа, обладающих европейской внешностью — белой кожей, зелёными глазами и русыми волосами.
Чтобы приблизиться к истокам своей веры и разобраться в её тайнах, многие гаитянские жрецы отправляются в Бенин. На базарах Западной Африки можно найти порошки и фетиши, необходимые для того, чтобы вызвать духа или божество. Самый крупный рынок фетишей находится в городе Котону.́ Человеку непосвящённому такое место может показаться мрачным и диким. Но представленные здесь товары не всегда нужны для того, чтобы навредить кому-то. Чаще всего эти снадобья используются для общения с Лоа и лечения недугов.
Конечно, можно отыскать здесь и атрибуты для проведения зловещих ритуалов, способных калечить и даже убивать. По легенде особой силой обладают амулеты с использованием глаз и кожи белого человека. Но Вам их не покажут и уж тем более не продадут ни за какие деньги. Зато с лёгкостью можно приобрести куда более приятные и невинные вещицы: скелеты миниатюрных крокодильчиков, куриные перья и всевозможные сушёные травы-отравы… Среди сувениров попадаются волшебные чудо-бутылки. В эти сосуды нужно наливать свой любимый крепкий алкоголь и настаивать на фетишах, что находятся внутри. Выпиваешь стопку такого зелья и просишь Лоа исполнить желание — оно непременно сбудется!
Наиболее известная разновидность вудуистских талисманов — мешочки с различными предметами, называемые гри-гри. Они наполнены высушенными травами, камушками, перьями и т.п… Такой мешочек приносит своему владельцу удачу и защищает от зла.
Небезызвестные куклы Вуду по своей сути могут считаться одной из форм гри-гри. При их упоминании многим представляется образ свирепого шамана, безжалостно вонзающего иглу в тело тряпичной фигурки. Однако, изначальное и основное применение кукол Вуду заключается в обратном: привлечении удачи, улучшении благосостояния, исцелении сложных заболеваний…
Обереги в виде небольших цветных человеческих фигурок издревле подвешивали над входной дверью, чтобы сдерживать нежелательную энергетику, приходящую в дом.
Нередко куклы Вуду переходили по наследству, становясь семейной реликвией. Многие современные семьи до сих пор хранят в своих домах кукол, служивших ещё первым переселенцам из Африки.
Не менее интересная традиция связана со свадьбой. У вудуистов считается плохим тоном не принести в подарок новобрачным пару кукол с вонзёнными в них иголками. Эти куклы проходят через руки гостей — каждый втыкает иглу определённого цвета в определённые части тела фигурок. Если желают долгой и крепкой любви — в область сердца вонзают синюю или красную иглу. Игла в пятке символизирует нерушимый брак, а в области паха — большое количество детей. Прийдя домой, молодожёны ставят талисман на самое видное место.
И по сей день в Старом и Новом Свете велико влияние Вуду. Сегодня эта религия приобрела широкую популярность в современной поп-культуре: в моде, музыке, литературе и кинематографе.
Не секрет, что многие музыканты активно эксплуатируют тему демонических сил. Всё началось с первых исполнителей негритянского блюза, окруживших себя поистине фаустовской атмосферой. Перекрёсток (как наиболее значительный мистический символ Вуду) неоднократно упоминается в мрачной лирике этих певцов. Один из наиболее известных блюзменов — Роберт Джонсон — выделялся не только своим таинственным образом тёмной личности. Его виртуозное владение гитарой приписывалось сделке с Дьяволом, заключённой у перекрёстка. А песня «Crossroad Blues» стала настоящим гимном Вуду. Именно легенда про встречу Джонсона с Сатаной легла в основу сценария культового фильма 1986 года «Crossroads».
Другой легендарный блюзмен — Peetie Wheatstraw — именовал себя «зятем Дьявола и главным шерифом Ада».
Но не только от музыки чернокожих веет демонической магией и проклятиями. Начнём с того, что «Роллинг Стоунз» сделали названием своей группы песню «Rollin’ Stone» (Бродяга) великого и ужасного Мадди Уотерса. Роллинги провели уйму времени в Новом Орлеане, постигая азы настоящей «чёрной» музыки. Вот что говорит Кейт Ричардс, который сегодня и сам похож на жреца культа Вуду: «Публика боится и трепещет от нашего ритма. Он её возбуждает. Здесь каждая звуковая вибрация действует на тебя. Ты можешь создавать определённые шумы, которые тут же взвинчивают тебя самого. Практически каждый звук действует на тело, и хороший фоновый ритм в рок-музыке заставляет людей двигать пальцами в своих ботинках».
Росту популярности ещё одной британской группы — «The Prodigy» сильно поспособствовал сингл «Voodoo People», клип на который снимался на Гаити. В этом видео музыкант Лирой Торнхилл предстал в образе нашего нового друга — Барона Субботы.
Открывая в Лондоне свой второй магазин, модельер Вивьен Вествуд дала ему имя «Ностальгия по Грязи» (Nostalgia of Mud). Снаружи он был украшен географической картой, а внутри стилизован под археологические раскопки с земляным полом и фигурками Вуду.
В западной прессе не раз отмечали тот факт, что супермодель Наоми Кэмпбелл увлекается магией, познавая навыки бразильского культа Кандомбле́, весьма схожего с учением Вуду.
В продолжение модной темы нельзя не отметить молодёжные бренды «Swatch» и «Nike», которые выпустили лимитированные капсульные коллекции по мотивам Voodoo.
И кто знает, сколько ещё молодых дизайнеров, музыкантов и художников готовы пойти на тот самый таинственный перекрёсток, чтобы продать душу дьяволу в обмен на мировое признание своего таланта…