Быть революционером, не разрушая своё культурное наследие – величайший дар. Увы, очень мало кому это дано. Авангард – это то, что никто раньше не видел и не делал. И это именно то, чем на протяжении нескольких поколений занимаются виноделы хозяйства Marqués de Riscal. При этом, то новое и неслыханное, что они сотворили, сегодня стало национальной традицией. Этот рассказ – ода новаторам, эстетам и истинным авангардистам наших дней.
Следует отметить, что в те годы виноделие Испании выглядело довольно варварским образом и было ориентировано исключительно на сиюминутный спрос. Никто и думать не хотел о многолетней выдержке в специальных погребах. Виноград собирали, ферментировали и заливали в огромные ёмкости. А затем молодое вино распродавали в течение года, чтобы поскорее освободить чаны к новому урожаю.
Всё это как раз и навело предприимчивого Гильермо на мысль о том, что при грамотном внедрении французских традиций на терруары Риохи, может получиться нечто совершенно особенное.
Вскоре к благородному семейному делу Гильермо и его сына Камило присоединился специально приглашённый эксперт-энолог Жан Пино из Château Lanessan области Медок. Именно по его совету Гильермо выписал из бордоского питомника молодые лозы – каберне совиньон, мерло, мальбек и пино нуар. И этот тактический ход оказался истинным прорывом!
Marqués de Riscal – старейшая винодельня испанского региона Риоха. Её история началась более 150 лет назад, когда в 1858 году Гильермо Уртадо де Амесага, маркиз де Рискаль (Don Guillermo Hurtado de Amézaga, Marqués de Riscal) основал винодельческое хозяйство – бодегу. Но, прежде чем это произошло, он провёл много времени в винной столице Франции – Бордо, изучая все тонкости создания вин местности Медо́к (Médoc), которые покорили его раз и навсегда.Будучи дипломатом и свободомыслящим журналистом, Гильермо отличался смелыми взглядами. По возвращении на Родину он решил реформировать местное виноделие, вдохновляясь французским опытом.
С точки зрения виноделов, результат не заставил себя долго ждать. Не прошло и сорока лет, как в 1895 году Marqués de Riscal стало первым нефранцузским хозяйством, которое получило Почётный Диплом Качества на XIII выставке вин в Бордо, опередив на слепой дегустации такие именитые замки, как Латур, Лафит и Марго. Это была не просто победа, а международный триумф.
Никому прежде в Испании и в голову не приходило покупать новые сорта за границей. Также впервые в Риохе стали выдерживать вина в дубовых бочках. Что же касается самой бодеги (то есть специально оборудованного погреба для выдержки вина), то и здесь аристократическое семейство оказалось первопроходцами. Погреб, спроектированный по заказу Камило, оказался настолько хорошо продуман, что продолжает функционировать и сегодня, удовлетворяя всем современным требованиям. И именно его используют нынешние владельцы Marqués de Riscal. Сохранилось и несколько растений из первой легендарной закупки Гильермо.
Нововведения фамилии Уртадо де Амесага вовсе не ограничились перенятием французского опыта. Marqués de Riscal — единственное хозяйство в Испании, которое работает под одним именем в двух разных регионах: Риоха и Руэда. В последнем производятся исключительные белые вина – свежие и фруктовые, история создания которых подобна неожиданному открытию новых земель.
До сравнительно недавнего времени испанцы практически не пили белого вина. А если и пили, то отдавали предпочтение сладким креплёным винам хересного типа. Тем не менее, в начале 1970-х годов владельцы Marqués de Riscal всерьёз задумались о поиске виноградника для производства белых сухих вин. Дело шло медленно и не приносило никаких результатов. Пока однажды, по чистой случайности, во время поездки на машине, Франсиско Уртадо де Амесага в сопровождении французского энолога Эмиля Пейно не оказался в регионе Руэда. Именно там, у дороги, были обнаружены старые лозы вердехо.
Попробовав ягоды, Пейно заявил: «Вы искали место для белого виноградника? Вы его нашли. Здесь вы выиграете свою игру». Это и впрямь был джекпот!
Вторым сортом, давшим результаты не хуже вердехо, оказался совиньон блан. С тех пор эти вина стали неотъемлемой составляющей линейки Marqués de Riscal. Гордясь своей фамилией, наследники винодельни не стали придумывать новую марку для региона Руэда. Так и получилось, что две бодеги живут под одним именем.
Новаторский дух стал семейной традицией для наследников Marqués de Riscal, поэтому неудивительно, что над старинной бодегой в Риохе был воздвигнут футуристический «Город Вина» (Ciudad del Vino). Этот роскошный комплекс включает в себя винодельню, шикарный пятизвёздочный отель, винный SPA-центр и авторский ресторан высокой кухни. Сами владельцы с небольшой иронией и огромной гордостью называют это чудо современной инженерной мысли «Шато́ XXI века».
Автором за́мка в стиле деконструктивизм выступил легендарный и эксцентричный Фрэнк Оуэн Гери. Этот выдающийся архитектор создал такие сложные и неоднозначные проекты как: Художественный Музей Вейсмана, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Музей Музыки в Сиэтле, Корпус Массачусетского Технологического Университета, «Танцующий» Дом в Праге, и т.д.
Наследникам маркиза де Рискаль было не так-то просто нанять невероятно востребованного мистера Гери, который на тот момент достраивал музей Гуггенхайма. Тогда Хосе-Луис Мугиро (член совета директоров Marqués de Riscal) пошёл на маленькую хитрость, пригласив архитектора погостить пару дней без каких-либо обязательств.
«Они провели меня в подвал и спросили, какого я года рождения. Я сказал, что 1929-го. Они нашли бутылку 1929-го года, тут же откупорили и разлили. Это было яркое, мощное, живое вино. Я был поражён. Вторую бутылку мне выслали в Лос-Анжелес, и мы распили её с моими друзьями. Это было одно из самых сильных винных впечатлений моей жизни».
После той дегустации Гери понял, что не в силах сказать «нет», и вскоре началось строительство.
«Мои заказчики стремились к полному омоложению винодельни. Они хотели, чтобы это был очень необычный объект, практически скульптура, при этом невероятно комфортабельный внутри и с фантастическими видами на виноградники. И мы пили много вина, между прочим. Это, несомненно, помогло».
Официальное открытие «Города Вина» состоялось 10 октября 2006 года. Впечатляющий своими космическими формами, силуэт нового здания стал главной достопримечательностью Риохи, без которой сегодня не обходится ни один туристический справочник.
Подобные объекты зачастую довольно сложно вписать в городскую среду – они могут легко нарушить архитектурный ансамбль. Здесь же, в деревенской местности, посреди бесконечных виноградных полей, всё кажется гармоничным. Хотя и возникает ощущение, будто это пришельцы оставили след своей цивилизации, не имеющей к людям никакого отношения.
Попытки сфотографировать здание превращаются в целый аттракцион для туристов. Качественные снимки удаются лишь единицам. Виной тому вовсе не затяжные дегустации. Всё дело в бликующей на солнце металлической конструкции, столь непривычных габаритов и форм, что становится непонятно, с какого края к ней лучше подойти.
«Отели мы строили, это не было в новинку, а вот винодельни были только в проекте… Франсиско Уртадо де Амезага, Хосе-Луис Мугиро, Алехандро Аснар и его жена Моника – все они очень активно со мной работали, мы вместе переделали десятки моделей. Я приехал с начальным проектом, они его раскритиковали – и с этого началось общение», – вспоминает Фрэнк О. Гери.
В 2001 году он приступил к изготовлению макета. Прошло почти три года, прежде чем появился финальный вариант. На строительство же понадобилось в два раза меньше времени. Однако, не только слава – удел новаторов. Удел новаторов – также подвергаться критике и осуждению. Простым деревенским жителям были чужды изыски заезжего эстета Гери, и в период строительства они окрестили будущий отель обидным именем «взрыв кабачка».
Это словосочетание было одним из самых мягких определений будушего «Шато». И лишь король смог примирить консервативное местное население с техногенным монстром. Его Величество Хуан Карлос I не только удостоил винодельню визитом по случаю инаугурации, но даже оставил памятную табличку с благодарностью виноделам и архитектору. С тех пор ни у кого язык не поворачивается давать «Городу Вина» нелепые прозвища.
Со слов Гери, «красота – вещь непредсказуемая, интуитивная, она нащупывается сотнями рисунков и моделей». Следующим безрассудным шагом наследников Рискаль было решение превратить один из первых эскизов здания, сделанных архитектором вручную, в логотип отеля. Этот ход идёт вразрез со всеми законами и правилами графического дизайна. Но получилось же!
Как и получился интерьер отеля, в котором удивительным образом переплелись экстраординарность, лаконичность и комфорт. Имея в своих корнях традиции виноделия, он сочетает в себе авангард, роскошь и технологии ХХI века. Здесь каждый предмет – арт объект. При этом найден очень правильный баланс шокирующей навороченности и простоты линий. Ассиметрия и нарушение привычных форм пространства не давят, а напротив, дают чувство лёгкости.
Будучи перфекционистами до мозга костей, владельцы Marqués de Riscal пригласили на роль партнёров отеля лучших представителей индустрии гостеприимства и отдыха. Для управления была выбрана компания Starwood, деятельность которой сфокусирована на курортах и гостиницах повышенной комфортности класса «люкс». Для обустройства Спа была привлечена французская марка Caudalie – авторы и создатели уникального метода винотерапии на основе благоприятного воздействия полифенолов винограда. И, наконец, шеф-поваром стал блистательный Франсис Паньего, получивший звезду Мишлен в ресторане El Portal de Echaurren.
В 2008 году журнал Condé Nast Traveller признал Спа «Города Вина» лучшим спа в мире.
Однако, в данном случае, «звёздность» – слишком простое и примитивное определение. Те ощущения, которые даёт «Город Вина», выходят далеко за пределы международных классификаций и стандартов. Пытаться уложить всё увиденное здесь в традиционные «пять звёзд» – всё равно что сравнивать мастеров академической живописи с художниками-сюрреалистами.>
Художественная провокация и нарушение общепринятых канонов не могли не коснуться и оформления винных бутылок. Для двух новых вин (Finca Montico и Finca Torrea), что появились уже после возведения «Шато XXI века», были разработаны ультрасовременные этикетки. Абстрактная графика на них – это изображения виноградников Руэды и Риохи с высоты птичьего полёта, позаимствованные у Google Maps.
Развивая тему географии, стоит сказать, что Marqués de Riscal расположен в миниатюрном городке Эльсьего, занимающим площадь в 16,32 км². Винодельня обеспечивает работой практически всё население, численность которого едва превышает 1000 человек.
Добраться до места можно двумя способами. Арендовать в Мадриде автомобиль и самостоятельно проделать путь в триста с лишним километров. Или же воспользоваться услугами местных авиалиний, долетев до города Логроньо, что находится в 20 км от винодельни и отеля.
Помимо погружения в винодельческую культуру и Spa-релаксацию, на территории владений Рискаль имеются и другие варианты аристократического досуга: полёты на воздушных шарах, катание на лошадях, осмотр окрестностей с борта вертолёта. Также ни в коем случае не следует пренебрегать велопрогулками по окрестным долинам и холмам, совершить которые настоятельно рекомендуют сами хозяева.
Сегодня Marqués de Riscal – это безупречное хозяйство и образцовая во всех смыслах бодега. Её консультирует гений французской энологии Поль Понталье из Chateau Margaux. А её история повлияла на виноделие Риохи и Испании в целом.
Вина Marqués de Riscal продаются в более чем 80 странах мира. Они получили множество наград и призов на самых значимых международных выставках. Ведущие винные критики год за годом удостаивают продукцию Рискаль высочайшими оценками.
У Гёте есть прекрасное изречение: «Искусство и вино служат объединению народов». Эта мысль близка отнюдь не только немецкому поэту и мыслителю. Рассуждая о возможностях вина пробуждать скрытые таланты, архитектор Фрэнк Гери как-то подметил: «Я начинаю очень хорошо говорить по-испански, стоит мне только выпить Marqués de Riscal. Но это единственное вино, которое открывает во мне такую способность».
Не обошёл стороной эту тему и Хосе-Луис Мугиро во время своего недавнего визита в Москву. На дружеском ужине-дегустации Рискаль (который прошёл в винотеке «Grand Cru» на Малой Бронной) он продекламировал: «Испанцы и русские вообще во многом похожи. А уж когда на столе есть хорошее вино, мы точно найдём общий язык!»
Координаты
Российский импортёр вин Marqués de Riscal — компания Simple
Местонахождение «Города Вина» в Риохе: 42.511561734957326° N, 2.61774480342865° W
www.marquesderiscal.com