Кантри — Нэшвилл
Кантри можно назвать музыкальным фольклором Северной Америки, который объединил, казалось бы, необъединимое — европейскую народную музыку XVII-XVIII вв. и ковбойские баллады Дикого Запада. Банджо, скрипка, гитара выводят мелодии, в которых можно услышать английские, ирландские и шотландские мотивы. Со временем музыка кантри вышла на эстраду и стала коммерчески успешной, но до сих пор в горных районах Теннесси сохранилось настоящее кантри в нетронутом виде.
В Нэшвиле, который считается столицей кантри и одним из самых музыкальных городов Америки, работает Музей и Зал славы кантри, где, помимо всего прочего, выставлена машина и позолоченный рояль Элвиса Пресли, который начинал свою карьеру как раз в столице Теннесси.
Морна — Кабо-Верде
Крохотное государство в Западной Африке подарило миру собственный музыкальный стиль — морну. Возник он в начале XIX века на базе распространенного в Анголе музыкального направления лундум.
По другой версии, предок морны — модинья, городская песня, как правило, любовной тематики и сентиментального настроения. Модинья появилась в Бразилии и затем распространилась по другим португалоязычным странам. Возможно, так она и встретилась с лундумом, и из этого союза на свет появилась морна. Не случайно же многие ошибочно полагают, что самая известная исполнительница в этом жанре — Сезария Эвора — была родом из Латинской Америки.
Танго — Буэнос-Айрес
Столицу Аргентины невозможно представить без страстных ритмов танго. Один из самых известных парных танцев распространился по всему миру, но знатоки полагают, что самое аутентичное танго именно аргентинское.
Сегодня танго является одним из символов латиноамериканской культуры, поэтому с трудом верится, что выросло оно из африканских танцевальных форм. В конце XIX-начале XX вв. танго попало в Европу, а затем и в США, где золотой век танго пришелся на время Великой депрессии — в истории этого танца почти все парадоксально. Астор Пьяццола, Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе — вот только некоторые из имен великих творцов той эпохи. В начале 1980-х танго пережило второе рождение, а в 2009 году было объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Джаз — Новый Орлеан
Наверно, мало что может сравнить по популярности с джазом. Как и многие другие виды музыкального искусства Америки, джаз — “полукровка”: он появился в результате смешение африканской и европейских культур. Это музыка свободных: подчиняясь только ритму, исполнитель ударяется в полную импровизацию.
Родоначальником джаза некоторые называют орлеанского корнетиста Бадли Болдена, а свои первые шаги в Новом Орлеане делали Джо «Кинг» Оливер, Джелли Ролл Мортон и великий Луи Армстронг. Хотя в 1930-е гг. пальму первенства в джазе перехватил Чикаго, лавры снова вернулись к Новому Орлеану в 1940-е гг., и джаз любят и играют в городе до сих пор.
Регги — Ямайка
Ямайка — это регги, а регги — это Боб Марли. Популярная музыка, появившаяся на острове в 1960-е, вскоре захватила весь мир. Одновременно и танцевальная, и релаксирующая, и протестная музыка пришлась по вкусу многим.
Регги тесно связан с идеями растафарианства, согласно которому африканцы — богоизбранный народ. Интересно, что в отличие от многих других религий, растаманы не обязаны принимать участие в каких-то определенных ритуалах, главное — любовь к ближнему и отказ от западного общества. Чтобы отбросить шелуху и очиститься от ненужного понимания миру, следует употреблять каннабис и, конечно же, исполнять рэгги.
Фаду — Лиссабон
Сложные переживания, одиночество, ностальгия, грусть и любовное томление — все смешалось в особом чувстве saudade и музыкальном стиле фаду. В плавильном котле смешались традиционная греческая, романская, арабская и бразильская музыка — и получилось фаду. Несмотря на то, что Португалия относится к Южной Европе, португальцы отличаются от буйных и шумных испанцев, и для них очень важна национальная самоидентификация. Фаду как раз прекрасно служит для этой цели.
Королевой фаду считается Амалия Родригиш, а в популяризацию фаду огромный вклад внесла португальская исполнительница Мариза. В Лиссабоне исполняют фаду в так называемых домах фаду, местах с неповторимой атмосферой, живой музыкой и блюдами национальной кухни.
Шансон — Париж
Настоящий шансон играют не в московских такси, а в парижских кабаре. Прародителями шансона можно назвать средневековые песни труверов, а его современное звучание оформилось в конце XIX — первой половине XX вв. на сцене кабаре, откуда шансон перекочевал на эстраду.
Песни кабаре и французские реалистичные песни, исполняемые чаще всего женщинами, определили два направления развития шансона. В классическом шансоне важна поэтическая составляющая, а автор обычно является и исполнителем. Эдит Пиаф, Лео Ферре, Жорж Брассенс — это классический шансон, а вот Шарль Азнавур ближе к шансону эстрадному, где текст попроще, но публика все равно любила и любит и Ива Монтана, и Мирей Матье, и Джо Дассена.
Жунгдра — Бутан
Небольшое государство Бутан уникально всем, в том числе и своей культурой. Музыка здесь совершенно особенная, характерная только для этой области. Одной из направлений традиционной бутанской народной музыки — жунгдра — характеризуется использованием сложных удлинённых вокальных тонов, которые медленно украшают относительно простую инструментальную мелодию.
Для того, чтобы исполнять такую музыку, нужна особая подготовка, поэтому она не получила огромного распространения. Может быть, это и к лучшему, что жунгдра не стала поп-музыкой — хоть что-то в музыкальном мире остается аутентичным.
Босса-нова — Рио-де-Жанейро
Эту музыку не любить просто невозможно. Джаз, замешанный на местных ритмах, с привкусом океана и силуэтом девушки из Ипанемы. Тем не менее, босса-нова не родилась стихийно как афри-бразильское явления. Это редкий пример осознанного создания музыкального стиля, и по поводу отцов расхождения нет: придумали босса-нову Жуан Жилберту и Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босановы считается песня “Довольно грустить” (“Chega de Saudade”), появившаяся в 1958.
Родившись в районе Ипанема, босса-нова вскоре завоевала сердца миллионов и зазвучала в клабах, арт-кафе и просто на улицах и популярна до сих пор.
Баркаролла — Венеция
Речное судно для увеселительных прогулок дало название особому роду песен, исполняемых гондольерами. Баркароллы обычно плавны и певучи и исполняются под аккомпанемент волн и мерного покачивания лодки.
Лиричные баркароллы были особенно популярны в эпоху романтизма, и свои версии песни гондольеров предлагали известные композиторы, например, Мендельсон и Шопен.