Именно здесь в 1971 году началась карьера Вивьен Вествуд — действующей законодательницы английской и мировой моды, а по совместительству — «королевы панка», хулиганки, скандалистки, дебоширки и «Национального Достояния» Великой Британской Империи.
В прошлом году Вивьен исполнилось семьдесят лет. В списке её именитых почитателей: Гвен Стефани, Дита фон Тиз, Мэрилин Мэнсон, Мик Джаггер, Анджелина Джоли, Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс, Люси Лиу и Эми Уайнхаус… А для молодых Джона Гальяно и Александра Маккуина провокаторша-Вествуд была главным источником вдохновения и «дурного влияния» в период их становления как дизайнеров.
Сегодня фирменные магазины Vivienne Westwood представлены более, чем в 15 странах мира.
И среди них — тот самый — первый и, пожалуй, самый знаменитый и легендарный — лондонский «WORLD’S END». Он имеет триумфальную историю создания «одежды для героев» — денди, рокеров, панков и пиратов…
Есть смысл прогуляться пешком по King’s Road от станции метро Sloane Square. В определённый момент возникает ощущение, что ты заблудился и забрёл к чёрту на кулички или на край земли. И когда отчаяние достигает наивысшей точки, в поле зрения наконец-то появляется маленький магазинчик, название которого явно не обошлось без английского юмора. На фасаде «КОНЦА СВЕТА» располагаются круглые часы с 13 делениями вместо 12, стрелки которых путешествуют в обратном направлении.
Вивьен Изабель Суайр (Vivienne Isabel Swire) родилась в английской провинции Тинтвисл (Tintwistle) 9 апреля 1941 года. Её отец работал управляющим на авиазаводе, а ранее — продавцом в овощном магазине. В возрасте 17 лет она переехала вместе с семьёй в предместье Лондона. Там какое-то время посещала школу искусств (Harrow School of Art) Вестминстерского Университета, которую бросила, решив, что простая девушка из рабочего класса (каковой она себя считала) никогда не сможет прожить на вольные хлеба искусства. Затем последовала работа на фабрике и параллельные занятия в педагогическом колледже. В результате Вивьен стала учительницей начальных классов.
В 1961 она встретила своего будущего мужа Дерека Вествуда, работавшего практикантом на фабрике по производству пылесосов. Через год они поженились. Платье для церемонии невеста сшила себе сама. Несмотря на рождение двоих детей (дочери Роуз и сына Бена), брак быстро распался. Вивьен развелась, оставив себе детей и фамилию Westwood, которая впоследствии стала синонимом одного из ярких мировых модных брендов.
В середине шестидесятых Вивьен начала создавать свои первые украшения, которые продавала в киоске на Портобелло-Роуд. Но профессионально и всерьёз она занялась дизайном одежды в тридцать лет, когда в тандеме со своим вторым (гражданским) мужем Малькольмом Маклареном (Malcolm McLaren), менеджером и идеологом панк-группы «Sex Pistols», они открыли свой первый магазин «LET IT ROCK» по адресу 430, Кингс-Роуд. Бутик неоднократно менял названия и ассортимент, диктуя моду и отражая увлечения своих хозяев. Ставка была сделана на неформальных покупателей, испытывающих нелюбовь к истеблишменту, и вскоре это место стало настоящей меккой для лондонской андеграундной тусовки. Среди пёстрых посетителей были рок-музыканты, знаменитости, наркодилеры, проститутки и моды.
В начале семидесятых Лондон был унылым и депрессивным городом — безработица, кризис и, как следствие, низкий уровень жизни.
На этом фоне зарождались протестные анархические настроения, особенно среди молодёжи. Движение хиппи со своими цветочками и вселенской любовью окончательно исчерпало себя ближе к концу шестидесятых и с большим трудом вписывалось в злободневные реалии. И появление новой, радикально другой субкультуры не заставило себя долго ждать. Имя этому безумию — British punk!
Изначально в «LET IT ROCK» продавались виниловые пластинки и одежда для тедди-боев (стиляг). В 1972, когда владельцы увлеклись байкерской атрибутикой, молниями и кожей, вывеска была заменена на «TOO FAST TO LIVE, TOO YOUNG TO DIE» (Слишком быстрые, чтобы жить, слишком молодые, чтобы сдохнуть). Вскоре Вествуд и Макларен начали проектировать футболки с провокационными слоганами, что неоднократно приводило их к судебным преследованиям, в соответствии с законом о непристойности. Их реакцией на многочисленные иски стал очередной ребрендинг и желание выпустить ещё больше шокирующих вещей в анархистском духе. В 1974 году появляется новое название — «SEX» — неслыханная дерзость для консервативной Великобритании тех времён. Нетрадиционный внутренний декор выходил за традиционные общепринятые рамки. Вместо обоев — страницы порножурналов, из динамиков — запрещённая к ротации музыка, и повсюду предметы из секс-шопов. Финальным дополнением к вывеске становится девиз: «резиновая одежда для офиса».
В 1976 происходит очередное преобразование — «SEX» заменили на «SEDITIONARIES» (Подстрекатели). И на смену сексуальному фетишизму приходит эстетика D.I.Y. (дословно — сделай всё сам). Подтяжки, брюки из шотландки со стропами, майки с эпатажными лозунгами, английские булавки, бритвенные лезвия, яркий макияж и причёски «ирокез» — всё это сегодня является неотъемлемой частью панк-культуры, которая с лёгкой руки создателей стала модным трендом. Превращение панка в популярную тенденцию вовсе не доставляло удовольствия Вествуд — ей хотелось двигаться вперёд…
В 1980 году магазин получил имя «WORLD’S END», которое сохраняет и по сей день. Vivienne Westwood не отказалась от нонконформистских идей, уличного стиля и пропаганды сексуальности, но её работы с каждым годом становились всё ближе к миру высокой моды. В 1981 году на Парижской Неделе Haute Couture она представила коллекцию «Pirates» — результат увлечения историческим костюмом, тяги к приключениям и бунтарству. Названия следующих коллекций ещё более оригинальны: «Savage» (Дикарь), «Buffalo Girls or Nostalgia of Mud» (Девочки Буффало или Ностальгия по Грязи), Punkature (Панкуха) «Witches» (Ведьмы), Mini-Crini (Мини-Крини) и т.д…
Каждая новая работа — новая смелая выходка и повод удивить публику. Чего только стоило открытие второго по счёту магазина в Лондоне — «Ностальгия по грязи».
Снаружи он был украшен географической картой, а внутри стилизован под археологические раскопки с земляным полом и фигурками вуду (к сожалению, сейчас этот интерьер можно увидеть лишь на страницах фотоальбомов).
Вивьен вполне могла бы остановиться, войдя в историю как бабушка панк-моды. Но она пошла намного дальше, покорив главные подиумы мира и наполнив своим собственным смыслом словосочетание «British Style». Она сама стала примером этого стиля и его главной законодательницей. И чтобы там не говорили критики по поводу «неносибельности» моделей госпожи Вествуд, на её шоу всегда выстраивается очередь, её идеи опережают моду, а её крайне эксцентричный стиль копируют молодые дизайнеры всего мира…
Ей удалось невероятное — создать гармоничное сочетание несочетаемого: панк-эстетики и королевской атрибутики. Она дала вторую жизнь классическому английскому костюму и традиционным тканям, причём не только в Великобритании, но и далеко за её пределами. Вивьен сделала то, что сама назвала «taking tradition into the future» — перенесла традицию в будущее.
К «фирменным» штучкам Вествуд относятся: адаптированные викторианские камзолы; обувь на экстремально высокой платформе; деконструктивные и ассиметричные жакеты; короткие мини-кринолинчики, турнюры, корсеты; нижнее бельё из королевской мантии; бюстгальтеры поверх футболок с агитационными призывами; и конечно же — костюмы из твида и шотландки с «неправильными» застёжками, внешними швами и оттянутыми карманами…
Сейчас Вивьен выпускает несколько линий – Gold Label, Red Label, Man и Anglomania.
Но вернёмся к «WORLD’S END»… Это место достойно внимания не только благодаря своей нашумевшей истории. На данный момент look в стиле «КОНЕЦ СВЕТА» состоит из классики, элементов новых коллекций, эксклюзивных моделей и вещей в единичном экземпляре. В магазине собраны любимые и знаковые для Вивьен вещи — это рефрены лучшего из архивов прежних коллекций — своего рода «противоядие» от вечно меняющихся трендов. Именно в «КОНЦЕ СВЕТА» новые и давние поклонники бренда могут найти культовые вещицы даже после того, как сезон закончен. Здесь есть и Bondage Trousers (знаменитые штаны со стропами из шотландки), и Pirate Boots (Пиратские Ботфорты), и серии политических футболок, украшенных провокационными лозунгами. Вивьен специально подобрала предметы гардероба, которые подходят для обоих полов, и могут носиться как мальчиками, так и девочками.
Чтобы хоть немного сократить истощение ресурсов планеты, в коллекциях используются ткани, оставшиеся от предыдущих сезонов. Именно поэтому большая часть одежды произведена в ограниченных тиражах и является уникальной. Цены здесь держатся настолько низкими, насколько это возможно, чтобы молодые люди (которые ещё не могут себе позволить вещи из её основной линии) носили эту одежду.
Политика «WORLD’S END» — новый подход к моде. Он не связан с традиционной сезонностью и постоянно предлагает эксклюзивный персональный ассортимент, отличающийся от других магазинов дизайнера…
И напоследок — несколько забавных и любопытных фактов…
- Одной из ранних знаковых работ Вествуд был принт, изображающий английскую королеву с пирсингом-булавкой на лице. Однако это не помешало Её Величеству Елизавете II в 1992 году вручить Вивьен орден OBE (Орден Британской Империи). На приём в Букингемский дворец «королева панка» явилась одетой в соответствии с правилами официальных светских визитов — в юбке, прикрывающей колени, шляпе и перчатках. Зато на выходе из резиденции она задрала юбку, продемонстрировав папарацци отсутствие нижнего белья, сказав, что «так поступают многие леди». Кстати, Вивьен на тот момент было пятьдесят!
- Примерно через десять лет Вествуд снова повергла Лондон в шок, приняв участие в фотосессии в стиле «ню» для одного глянцевого журнала.
- В 2006 году, невзирая на вызывающе-чудаковатое поведение рыжеволосой модельерши, Елизавета II вновь вручила ей награду — на этот раз орден DBE, удостоив почётного звания «Дама-Командор» за заслуги в моде.
- Со слов Вивьен Вествуд, первыми дизайнерами стали Адам и Ева, прикрыв свои тела фиговыми листами. Взяв эту идею на вооружение, однажды она поместила тот самый лист на то самое место (крепился он, правда, на колготки телесного цвета).
- Подрывная fashion-деятельность Вивьен имеет своих наследников. Её сын от первого брака Бен Вествуд — известный эротический фотограф. А Джозеф Корр (сын от брака с Малькольмом Маклареном) — создатель легендарной марки роскошного белья для соблазнения «Agent Provocateur». Бренд известен на весь мир, являясь синтезом эстетики «pin up», фетиша, роскоши, сексуальности и женственности. Среди его поклонников — рок-звёзды, кинодивы и представители королевской четы.
- Сама же Вивьен на данный момент работает вместе со своим третьим мужем — австрийским модельером Андреасом Кронталером, который в прошлом был её учеником, и по возрасту годится в сыновья.