Экстремальный туризм: война и мир в Дамаске. Часть II

Экстремальный туризм: война и мир в Дамаске. Часть II

«У меня не было путеводителей и заранее прописанного маршрута, поэтому, не теряя времени, решил посмотреть самое главное – Старый город, или медину, – часть Дамаска, ограниченную древними крепостными стенами. Это извилистые улочки, базары, мечети и основные исторические памятники.

Анастасия Маркитан
Посмотрели статью 172
5 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться Поделиться

Главная достопримечательность — мечеть Омейядов, названная в честь династии халифов, которые правили в Дамасском халифате. Построенная в начале 6 века нашей эры на месте христианской церкви, посвященной Иоанну Крестителю, эта мечеть – образец того, как могут мирно соседствовать религии. В молельном зале там стоит гробница с головой Иоанна Крестителя, одинаково почитаемого как христианами, так и мусульманами. А с одного из трех минаретов, по преданию, в день Страшного Суда должен спуститься Иисус Христос. Кстати, особый интерес гробница вызывает у представительниц прекрасной половины человечества, поскольку деньги на отделку пожертвовала султанша, излечившаяся от бесплодия после того как приложилась к мощам».

«На входе в мечеть всех женщин просят надеть просторный балахон с капюшоном, полностью прикрывающий тело. Если вы VIP, то балахон будет с золотой окантовкой. Внутри здания есть разделения на женскую и мужскую части, но это все очень условно, потому что женщины там повсюду. С нами были местные сирийские журналистки, христианки. Они свободно ходили везде и с любопытством разглядывали внутреннее убранство.

Рядом с мечетью Омейядов оказалась еще одна достопримечательность – гробница Саладина. Там сразу два надгробия – одно невзрачное и старое, другое – помпезное, из мрамора, подаренное век назад кайзером Вильгельмом. Великий воин покоится под первым, но от подарка отказываться было бы невежливо, поэтому его поставили рядом. Что показательно, вход в гробницу украшен плакатом «Не фотографировать», но когда сирийки хотят сняться на фоне надгробий, им никто не мешает.

Как и в любом арабском городе, днем вся городская жизнь в Дамаске сосредоточена вокруг базара. Главный рынок Сук-аль-Хамидия – это своеобразный пассаж, длинная прямая крытая улица шириной метров 10-15, сплошная череда магазинов, над каждым из которых обычно есть второй этаж, где хозяева либо живут, либо что-то хранят. Бойкая торговля идет и на соседних улицах. Днем Хамидия пропитана терпкой смесью ароматов пряностей и благовоний. Здесь продают как натуральные ароматические масла, так и сомнительный парфюм, «точно воспроизводящий известные марки».

«Главные посетители Сук-аль-Хамидия – вовсе не туристы, а местные жители, которые приходят за одеждой, домашней утварью или новой шваброй. Сувениры там тоже можно отыскать, но лучше прогуляться за ними в специально созданный властями центр традиционных ремесел. Украшения желательно выбирать на серебряном рынке, расположенном за пределами старого города, рядом с национальным музеем. А на Сук-аль-Хамидия надо ходить за атмосферой и засахаренными фруктами. Последние красуются на всех прилавках и стоят, по сравнению с Москвой, сущие копейки.

Кстати об украшениях и ремеслах: их я нашел в месте под названием «Такия Сулеймания». Это целый комплекс на набережной реки Барада, построенный еще в османские времена. Он включает в себя мечеть, медресе и рынок. Ювелирные лавки занимают там центральную улочку, а во дворах прячутся мастерские, где можно отыскать и резьбу по дереву, и ковры ручной работы, и шелк, сделанный на старинном станке. Все изделия выставлены прямо у дверей. Я туда попал томным дамасским вечером. За час-полтора до закрытия. Продавцы были печальны – покупателей мало, но цену держали с завидным упорством. В воюющей стране украшения – инвестиционный товар. Но не обязательно тратить деньги. Можно просто полюбоваться цветниками и фонтанами у мечети или поиграть с котятами в залитом солнцем дворике, на радость неспешно пьющим чай ремесленникам».

«Я был приятно удивлен тем, что сирийцы спокойны во время торга. В Тунисе или Египте тебя могут хватать за руку на рынке, что-то настойчиво показывать, здесь же, если ты что-то спросишь, тебе любезно ответят, но никто не будет уговаривать купить товар, потому что «лучше на свете не сыщешь».

Вечером, когда базар закрывается, жизнь перемещается вглубь Старого города  — на узкие улочки с множеством кафе, ресторанов и кондитерских. Но самые лучшие рестораны, как правило, не так просто найти. Если не знаешь, что ищешь, можешь идти, не обращая внимания на невзрачные двери, за которыми может быть спрятан красивый мраморный двор с фонтаном и там же – ресторан.

В переулках Старого города легко заблудиться. Я старался ориентироваться по мечетям или по пересечениям с несколькими относительно крупными улицами. Но при этом именно здесь можно найти интересные места: кафе или ресторан, в котором пьет кофе модная молодежь, либо маленькую мастерскую, где владелец сидит с друзьями и слушает канарейку, а потом ты к нему заходишь, тебя встречают как старого знакомого и рассказывают о своем ремесле.

У меня был такой момент, я шел по улице, смотрю – запыленная мастерская, внутри человек с черными от масла руками, у него станок, верстаки, заготовки, тут же выложен товар – шкатулки, инкрустированные деревом и перламутром, он сидит и просто разговаривает со своими друзьями. Стоило заговорить по-арабски, и мастер начал увлеченно рассказывать про свою работу.

Дамаск славится инкрустацией по дереву. Мастера изготавливают, главным образом, шкатулки всех форм и размеров, но это также может быть мебель и любой предмет интерьера, в зависимости от фантазии заказчика. В каком-нибудь традиционном отеле или ресторане Дамаска вся обстановка может выглядеть подобным образом.

Инкрустация делается из дерева разных цветов. Мастер показал, как склеивает разноцветные палочки в плотный брусок, а потом нарезает его, как колбасу. Срезы – тонкие пластинки с узором. Потом наступает очередь перламутра. Он бывает настоящий и искусственный. Чем больше перламутра, тем дороже изделие. Готовые изделия либо покрываются лаком, либо маслом – тогда поверхность остается матовой».

«Нельзя уезжать из Дамаска без коробки традиционных сладостей. Пахлава там продается во многих местах. Есть дорогие и пафосные заведения, но самая свежая и вкусная — в простых маленьких кондитерских, где только что приготовленные сладости выложены на огромных металлических подносах. Продавцы охотно угощают: покупатель должен знать, за что платит.

Современная часть Дамаска ничем не примечательна. Все построено сравнительно недавно и выглядит серо. Все крупные сетевые отели вроде Four Seasons и Sheraton расположены как раз в «современной» части города. Там, правда, есть одно интересное место –  торговая улица Салхия, чем-то напоминающая наш Арбат: туристические лавочки с коврами, медной посудой, кальянами, куча магазинов с одеждой. Улица достаточно длинная, около километра, интересная ее особенность в том, что в начале находятся самые дорогие и престижные магазины, где, например, всегда покупал себе костюмы премьер Евгений Примаков, в конце – лавочки с китайской дешевкой».

«Сирия – это страна низких цен. Для нас, привыкших к тому, что завтрак в европейских кафе, да и в российских, может стоить от 20 евро и выше, счета в 200-500 рублей за полноценный обед кажутся утопией. Поездка на такси по городу обойдется максимум в 50-100 рублей. Сирийский фунт очень обесценился из-за конфликта, цены такие, что за пять дней можно легко уложиться в 1,000 рублей, не считая расходов на покупку сувениров и ювелирных изделий.

Доходы у сирийцев небольшие, но какой-то вопиющей бедности я там не заметил. На улице редко встретишь дорогие автомобили. Так, например, по дамасским меркам, KIA Cerato – машина класса выше среднего. А если человек на Mercedes или BMW, то у него все очень хорошо в жизни. Ездят сирийцы, в основном, на корейских и китайских автомобилях, довольно много российских машин Лада».

«Красивые девушки в Сирии встречаются, на мой взгляд, гораздо чаще, чем в других арабских странах. Особенно много их по вечерам в старой части города, туда их манят работающие допоздна модные магазины и кондитерские. Однако познакомиться с ними непросто. Красотки прогуливаются стайками или в сопровождении кавалеров. Одни – никогда.

Что касается женского дресс-кода, на улицах можно встретить, как полностью «закрытых» дам, так и тех, кто вписывается в европейские стандарты. Христианки одеваются вполне по-европейски, в чем-то даже чересчур: высокие каблуки, обтягивающие джинсы, яркий макияж.

Кстати, в ночных клубах, которые в Дамаске существуют при отелях, вы никогда не увидите танцующих девушек. Мусульманки почти не танцуют либо танцуют у диванов вдоль стен, либо приходят в сопровождении мамы.

В отличие от стран Залива, Сирия достаточно светская страна, женщины там работают во всех сферах. Можно увидеть девушек и в военной форме. На парламентских выборах, которые тогда проходили в стране, было много женщин-кандидатов от разных партий».

Читайте также первую часть статьи про Дамаск.

Заглавное фото: hottrip.net

Тэги: Сирия, экстрим
Посмотрели статью 172
5 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться Поделиться