Миф первый: все проекты сдаются в срок
Увы, это не так. Главный проект, о котором сразу вспомнит любой житель Берлина, — многострадальный аэропорт Берлин-Бранденбург. Аэропорт должен был открыться в 2011 году, но возникли проблемы с пожарной безопасностью, и открытие перенесли на 2012 год. За четыре недели всё снова отложилось. После этого открытие переносили восемь раз (!) — и после каждого искренне верили, что теперь-то всё наладится.
Сейчас говорят, что, возможно, берлинцам повезёт и они смогут вылетать из нового (впрочем, уже не очень) аэропорта с 2020 года. Более 70% опрошенных жителей города считают, что аэропорт не откроется никогда. А между тем каждый день простоя обходится налогоплательщикам в огромные деньги…
Совершилось!
31 октября 2020 года открытие аэропорта всё-таки состоялось. В общем и целом строительство растянулось на 14 лет и шесть млрд евро!
Миф второй: по транспорту можно сверять часы
Можно, если эти часы делал какой-нибудь сумасшедший часовщик. Пунктуальность транспорта — больной вопрос. Чего стоит только городской транспорт Берлина под управлением Берлинской транспортной компании (BVG). Он опаздывает и ломается так часто, что весёлые эсэмэмщики сделали это своей фишкой и стебутся вместе с пассажирами.
Например, в Берлине есть оперная ария о плохой работе метро. А в конце 2017 года в официальном аккаунте BVG в Facebook появилась картинка с игрой, где среди случайных букв нужно найти три слова. В подводке к посту написали: «У нас получились слова «пунктуальность», «надёжность» и «удовлетворённость», а у вас?».
Шутка в том, что, конечно, никакой пунктуальности на картинке не было, как нет её и в жизни. Вместо этого там «опоздание», «дополнительный транспорт» (который пускают, когда закрывают линии или когда ломается поезд) и «контроль».
Миф третий: электрички и поезда дальнего следования не подводят
К сожалению, Deutsche Bahn («Немецкие железные дороги») тоже не желают следовать стереотипам. Принадлежащие им городские электрички S-bahn частенько опаздывают. Например, только за первую половину 2016 года поезда опоздали на 139 132 минуты (а это 2318 часов, или 96 дней, или чуть больше трёх месяцев!).
При этом поезд считается пришедшим вовремя, если он опоздал не более чем на четыре минуты. Ну а про составы дальнего следования у каждого жителя Германии точно припасена хотя бы одна история. В 2017 году 140 000 поездов не доехали до пункта назначения, а 20 000 и вовсе не выехали с вокзала.
Некоторые даже находят вдохновение в опозданиях поездов: так, жительница пригорода Мюнхена Клаудия Вебер связала шарф, где каждая полоска отвечала за опоздание на определённое количество минут.
Миф четвёртый: услуги оказывают вовремя, если договориться заранее
Твои представления о сфере услуг будут разбиты вдребезги сразу после переезда в Германию. Несмотря на то что запись к врачам-специалистам иногда осуществляется за два-три месяца, это не значит, что не придётся подождать 30—40 минут в приёмной.
Многие сталкивались с ситуациями, когда установку домашнего интернета нужно ждать месяц-другой, просто потому что мастер не пришёл в назначенное время. На справедливое возмущение можно услышать, что это вообще-то тебя дома не было (даже если ты взял отгул на работе и терпеливо ждёшь долгожданного визита).
А недавно в моём доме ограбили подвалы. Произошло это в воскресенье вечером. Ограбленный сосед вызвал полицию, но ему ответили, что так как не произошло ничего страшного, полицейские приедут завтра в 8 утра. В итоге 8 утра плавно перетекли в 9, а затем и в 10. Полицейские приехали лишь к 11.
Ради справедливости уточню, что живу в Берлине, про который говорят, что это и не Германия вовсе. Часто это действительно так: что для берлинца хорошо, для баварца — смерть. Возможно, в какой-то степени это касается и пунктуальности. Но в столице точно надо расслабиться и не расстраиваться, что немецкая пунктуальность — всего лишь миф.