Castello di Ama — виноградник как искусство, и искусство посреди виноградника.

Castello di Ama — виноградник как искусство, и искусство посреди виноградника.

По-настоящему одарённые творцы всегда многогранны — их интересы никогда не ограничиваются каким-то одним занятием. Благодаря этому появляются поразительные коллаборации творчески мыслящих людей, которых объединяет необычный взгляд на мир.

История винодельни Castello di Ama — это  не просто история традиционного итальянского хозяйства, а её создатели — не просто производители знаменитых на весь мир великих итальянских вин. Помимо возведения одного из самых живописных виноградников во всём регионе Кьянти Классико, есть ещё одна вещь, которую им удалось сделать безукоризненно — совместить виноделие и современное искусство.

Крис Кирик
6,9 тыс.
8 минут чтения

Современное винодельческое хозяйство Кастелло ди Ама было создано в 1972 году, и несмотря на свою молодость, быстро вошло в число производителей итальянских вин высочайшего класса. Владельцами имения стали четыре семьи — представители римской знати. С годами ведение дел перешло в руки рода Себасти.

Семидесятые сложно назвать благоприятными временами не только для Кьянти, но даже для вин, выращенных на небольшой территории Chianti Classico, которые сегодня справедливо считаются гордостью Тосканы. Тогда же лишь безумцы и смельчаки рискнули бы сделать ставку на этот регион. К счастью, таковые нашлись! В их числе оказался Марко Палланти, сыгравший огромную роль в развитии Castello di Ama. Первое, что сделал этот молодой агроном из Флоренции (о профессии «энолог» в Италии тогда даже не подозревали) — отправился за знаниями во Францию. Само собой — в Бордо!

«Мэтры виноделия из Бордо, которые были моими преподавателями, не упускали возможности отпустить злую шуточку в адрес нашего Кьянти: «Только итальянцы могут додуматься добавлять белый виноград в красное вино!» И они были правы — тогда доля белого винограда в Кьянти достигала 30%. Двадцатый век, вплоть до начала восьмидесятых годов, был не лучшим периодом для наших регионов. Репутация великих вин была потеряна — мы слишком сильно отстали от стремительно развивающихся соседей. Но я не сомневался, что настанет день, когда у меня получится сделать эталонное Кьянти-Классико», — вспоминает Марко.

Для большей ясности следует отметить, что, начиная со второй половины XIX века и вплоть до девяностых годов XX века традиционная технология производства Кьянти, закреплённая законодательством, предполагала добавление к красным сортам винограда (санджовезе и канайоло) ещё и 15% (а порой и больше) белой мальвазии. Не сложно догадаться, что этот факт тут же стал поводом для насмешек ехидных французов.

Ориентировочно с 1970-х годов производители Кьянти постепенно стали уменьшать долю белых сортов в своих винах. В результате, разумное начало победило, и с 1995 года в состав Chianti могут входить только красные сорта (с преобладанием санджовезе).

«Вино — это повседневное явление для Италии, и его пьют, как воду — в каждой семье, в каждом дворе и в каждом доме»

«Мои родители тоже обожали пить вино. Впервые я попробовал Кьянти в 4 года, с тех пор оно всегда присутствует в моей жизни. Но лишь когда я оказался в Бордо, я по-настоящему прочувствовал всю суть и утончённость этого напитка. Во Франции процесс производства и дегустации вина был не просто возведён в культ, а превращён в самую настоящую науку. И мне захотелось привезти эти традиции в Италию» — делится Марко своими впечатлениями о пребывании на родине культурных традиций виноделия.

Италия — страна семейных традиций — наибольшего успеха здесь издревле удавалось достичь именно семейным предприятиям. В 1988 году во главе компании встала представительница второго поколения Lorenza Sebasti.
«В первый раз я увидела Castello di Ama, ещё подростком — когда мне было 15 лет. И я ничуть не преувеличиваю, когда говорю, что сразу почувствовала, что это место станет моим домом». А когда в 1996 году она вышла замуж за талантливого винодела Марко Палланти, уже не оставалось никаких сомнений, что хозяйство ожидает успешное будущее!»

Фанатичная преданность своей профессии, и конечно же, любовь к земле, на которой работаешь — качества без которых невозможно заниматься виноделием.

«В 1982 году я приступил к работе в Кастелло ди Ама, а 6 лет спустя туда приехала жить Лоренца. Через десять лет состоялась наша помолвка. Я счастлив, что встретил её. Нас объединяла страсть к виноделию, и оба мы верили, что сможем создавать здесь Великие Вина. Di Ama — это первая и последняя земля, на которой я работал!» — с гордостью произносит Марко.

Теперь уже сложно представить, что вначале отношения с Лоренцой не были идеальными.

«Когда Марко начал работать у отца, мы всё время спорили. Но потом что-то вдруг изменилось. До сих пор я не перестаю восхищаться этим человеком. Будучи профессионалом, он переживает и сомневается, как ребёнок, перед каждым сбором винограда».

«Он перфекционист до мозга костей. Думаю, именно поэтому ему удалось добиться столь грандиозных результатов».

Сегодня замок Castello di Ama производит эталонное Кьянти Классико. Но, прежде, чем это произошло, Марко Палланти пришлось провести колоссальную работу. Когда он взялся за дело, имение представляло собой лишь эффектный комплекс старинных зданий, окружённый виноградником, где все виды лоз росли вперемешку. Находясь на высоте около пятисот метров над уровнем моря, почва в этих местах идеально подходит для выращивания винограда, Но одного этого фактора конечно же недостаточно.

Вернувшись из Бордо, энолог принялся делить виноградник на участки по типу почв. Вскоре он впервые высадил у себя на родине французские лозы — клоны мерло из Бордо, намереваясь ассамблировать этот сорт с местным санджовезе. Наряду с вышеупомянутыми сортами также возделывались пино гриджо, шардоне и совиньон.

Марко удалось привлечь в качестве консультанта выдающегося бордоского эксперта Патрика Леона из Château Mouton Rothschild, и это стало ключевым моментом в судьбе Кастелло ди Ама.

Философия Марко заключалась в стремлении поднять до уровня мировых высот национальное достояние Тосканы — сорт санджовезе, а не создавать вина в угоду массам. И Ama выстрелила привлёкшим внимание взыскательной публики и критиков урожаем мерло L’Apparita. Это произошло в 1985 году. А десять лет спустя Палланти представил миру своё новое сокровище — Chianti Classico Bellavista и впервые в истории региона был удостоен 91 балла от Wine Spectator. А всего через год эта оценка выросла до 95 баллов.

Такой успех, безусловно, воодушевил виноделов, но нисколько не повлиял на их ироничное отношение к винным рейтингам.

«Современный мир слишком сильно зациклен на цифрах. Что хорошего можно сказать про девушку, зная лишь её рост, вес и объём груди? Да что вообще о ней можно сказать, ориентируясь на эти параметры? Ничего! С винами такая же история. Подход критиков формален до абсурда», — смеётся Марко.

«Что может быть хуже рейтингов? Порой, при оценке вина на 89 или 90 баллов, последнее, что бросается в глаза — это разница в один единственный балл. Это такая мелочь и такая условность. И тем не менее, два вина попадают в разные категории», — добавляет Лоренца.

Марко и Лоренца большие поклонники современного искусства. Однажды им в голову пришла смелая идея — приглашать в гости известных и любимых художников, чтобы те создавали инсталляции прямо на просторах винодельческого хозяйства. Владельцы замка увидели параллель в работе виноделов и деятелей искусства. Оба этих занятия — сложнейший творческий процесс, результат которого практически невозможно предугадать.

Лоренца стала главным инициатором этого проекта и даже начала сотрудничать с музеем Палаццо Строцци во Флоренции. Так замок превратился в центр современного искусства, оставаясь при этом прибежищем винных эстетов, ищущих подлинный тосканский дух.

«Мы с Марко посещаем множество выставок, где находим занятных на наш взгляд художников. Сама же работа с ними не ограничена никакими рамками и правилами. Это вопрос внутреннего чутья. Кстати, случается  так, что и сами художники находят нас».

Всё началось в миллениум, с работы Микеланджело Пистолетто — автора самой первой инсталляции, размещённой у входа в старый погреб. Она называется «Speculum» (Зеркало) — ствол дерева с зеркалом внутри. Зеркало является символом мудрости и знаний, а пыль, которой оно покрыто, символизирует людское невежество.

Год спустя появился второй по счёту и, пожалуй, самый масштабный арт-объект — «Sulle vigne: punti di vista» (Виноградники: Точки зрения), ставший своего рода визитной карточкой винодельни. Его автор, француз Даниэль Бюрен, комментирует свою работу следующим образом: «Я предоставил полную свободу наблюдателю. Он может почувствовать себя художником!» И действительно, 25-метровая зеркальная стена на лужайке перед замком создаёт подобие сюрреалистичного мира. А квадратные окна, прорезанные в ней, позволяют одновременно наслаждаться миром зазеркалья и реально существующей природной панорамой.

Ещё одна необычная идея была раелизована в 2003 году Кенделлом Джирсом в старинном погребе с барриками. Красная неоновая надпись «ИOITULOVEЯ» являет собой слово «революция», написанное в зеркальном отображении, кроме четырёх букв, образующих слово «LOVE» — любовь.

На сегодняшний день в коллекции Марко и Лоренцы уже более десяти экстраординарных экспонатов, среди которых «Αίμα» (по-гречески — кровь) от скульптора Аниша Капура — красная дымящаяся дыра без дна в полу часовни Кастелло ди Ама. Есть на просторах винодельни даже своя символическая китайская стена, работы Карлоса Гарайкоа. Проект носит название «Yo no quiero ver más a mis vecinos» (Я не хочу больше видеть моих соседей) — это извилистый каменный забор, окружающий винодельню.

И, наконец, истинное воплощение изящества — детище креатора по имени Чен Жен — «La lumière intérieur du corps humain» (Внутренний свет человеческого тела). Удивительная подвесная конструкция, размещённая под потолком, и состоящая из множества прозрачных стеклянных сосудов.

Арт-имидж, который создала вокруг себя фамилия Палланти-Себасти, привёл к тому, что их вино стали именовать «вино художников». Рассказывая о своей недавней поездке по Европе, Лоренца с удовольствием отмечает: «Приходя в рестораны, художники всегда заказывают Castello di Ama. Уверена, они чувствуют, как мы относимся к своему вину. За это они нас так преданно и любят. А мы любим их!»

Вторя своей спутнице, Марко продолжает: «Винодел, закупоривающий бутылки со своим вином, подобен художнику, что только что завершил работу над полотном. Никто не знает, какая жизнь ждёт дальше наши произведения».

Палланти-Себасти приобщают третье поколение семьи к винодельческой культуре с самого детства. Сын и обе дочки Марко и Лоренцы постепенно начинают интересоваться вином. «Когда моей младшей было шесть, она попробовала Кьянти Классико из моего бокала. Это был миллезим 2006 года. И тогда Джемма сказала: «Хорошее вино!» С этого дня мы возлагаем на неё большие надежы!» — с неподдельной радостью рассказывает отец семейства.

Ну, а пока будущие виноделы ещё подрастают, родители служат для них прекрасным примером, демонстрируя, чего можно достичь, на собственном опыте.

В 2002 году Марко Палланти стал «Виноделом года» по версии авторитетного издания Gambero Rosso. А в 2005 хозяйство Кастелло ди Ама получило статус «Хозяйство года». И уже через год винодельня вошла в Консорциум Кьянти Классико.

Детище Марко и Лоренцы — это результат всеобъемлющей любви к вину и искусству. Они создали настолько оригинальные вина, что сегодня у них появились подражатели.

Нередко их уникальное Мерло сравнивают со знаменитым Château Pétrus. Однако, Марко всячески открещивается от подобных параллелей: «Я страстный поклонник вин Бордо. И в этом наши взгляды с Лоренцей совпадают. На раннем этапе нашей карьеры мы слишком сильно увлеклись французской энологией. Но позже мы поняли, что нам нужно выбрать собственный путь, в противном случае наши вина никогда не станут узнаваемыми. Французский опыт помог мне узнать, как делать правильное вино, но итальянские корни и внутренний голос потребовали того, чтобы я об этом забыл, и дал вину говорить за себя».

Первым ответом великим терруарным винам мира стало Кьянти Классико «Vigneto Bellavista» с особого участка с каменными почвами. Ещё одной непревзойдённой звездой коллекции Кьяньти является «Vigneto La Casuccia». Но вином, которое заставило критиков всего мира заговорить всерьёз о винодельне Кастелло ди Ама, стало «Merlot l’Apparita». Помимо вышеперечисленных вин, компания также выпускает великолепное «Rosato» (розовое вино) и невероятно свежее «Al Poggio» (из сортов шардоне и пино гри).

Исторические корни Кастелло ди Ама уходят ко временам этрусков. Что же касается первого упоминания укреплённых сооружений в местности Ама, то оно относится к 998 году.

Сегодня имение Марко и Лоренцы занимает около 250 гектаров, из которых 90 отданы под виноградники, а 40 заняты оливковыми рощами, и находится неподалеку от городков Радда и Гайоле в Кьянти. Замок расположен на холмах в самом сердце региона Кьянти Классико.

Координаты:

  • 75 км от Флоренции (приблизительно 1 час 15 минут на машине)
  • 65 км от Ареццо (приблизительно 1 час 5 минут на машине)

GPS
LAT: 43° 26′ 28″ N
LONG: 11° 23′ 21″ E

Сайт: www.arte.castellodiama.com


Все фото предоставлены Castello di Ama

 

Подпишись на горячие новинки блога!
Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.
Посмотреть на эти чудесные письма
Электронная почта
Ошибка на сервере. Не удалось отправить ваши данные. Пожалуйста, попробуйте еще раз!
Спасибо
Мы уже отправили вам письмо. Проверьте, пожалуйста!
Теги: Italy, фермы
В начало статьи
6,9 тыс.
8 минут чтения
Поделитесь с друзьями Поделиться