Штутгарт, Германия
“Парень, который изобрел первое колесо, был идиотом, но парень, который изобрел остальные три, был гением”, пошутил американский комик и писатель Сид Сизар. Хотя первые чертежи транспортного средства, похожего на автомобиль, можно найти еще у Леонардо да Винчи, изобретателями современных машин можно считать немцев Карла Бенца и Готфрида Даймлера, которые независимо друг от друга изготовили и запатентовали самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями.
Было это в 1886 году в окрестностях Штуттгарта. Изобретение было встречено скептически, но после того, как жена Бенца, Берта, с сыновьями в 1888 году успешно преодолела 45 км пути в удивительном экипаже, было понятно, что за автомобилем будущее.
Сегодня в Штуттгарте находятся штаб-квартиры крупнейших немецких автоконцернов — Mercedes-Benz и Porsche. Музей Мерседес-Бенц считается крупнейшим в мире автомобильном музеем и рассказывает многолетнюю историю немецкого автопрома. Музей Porsche поменьше, но от любителей марки отбоя нет.
Детройт, США
Детройт, без сомнения, является автомобильной столицей Америки. Кризис заметно пошатнул американский автопром, но другого города, который мог бы соперничать с Детройтом, в стране пока нет.
Расцвет Дейтрота пришелся на 1950-е гг., когда активно продвигались программы дешевых и доступных автомобилей, война была забыта, отцы семейства трудились ради реализации американской мечты, а домохозяйки ждали их в уютном домике в пригороде.
Крупнейшие автозаводы Америки находились в Дейтройте, город рос и богател, а предприимчивые автопроизводители добились того, чтобы общественный транспорт был смыт с лица города и считался непрестижным. Настоящий американец должен иметь свой автомобиль!
Однако счастье длилось недолго. Переселение чернокожего населения в центр города привело к тому, что многие представители среднего класса покинули Детройт, а нефтяной кризис 1973 года настолько сильно ударил по автопромышленности, что заводы стали закрываться.
Тем не менее, в Детройте и пригородах до сих пор расположены штаб-квартиры “большой тройки” — General Motors, Ford и Chrysler, а в самом городе в середине января проводится Международный североамериканский автосалон.
О лучших временах Детройта и американского автомобилестроения можно узнать в Музее Генри Форда, который находится в пригороде Дирборн. Коллекция начата самим Фордом в 1906 году и получилась весьма интересная. Например, здесь выставлен Линкольн 1961 года, в котором в Далласе был убит президент Джон Кеннеди.
Мюнхен, Германия
Известный своими пивоваренными традициями, город может похвастаться и достижениями в автопроме. Главное, не сочетать любовь к скоростям и пенному напитку.
В Мюнхене находятся штаб-квартиры компаний BMW и Audi, а еще замечательный музей BMW, куда стоит зайти даже тем, кто никогда не сидел за рулем. Здесь вам предложат обстоятельный экскурс в историю автогиганта, а еще можно увидеть новинки только что с конвейера, узнать последние новости науки и техники.
Турин, Италия
Экономика Турина держится на автогиганте FIAT. Компания была основана в 1899 году группой инвесторов, в которую входил Джованни Аньелли, ставший впоследствии управляющим одного из крупнейших в мире автопроизводителей. Бывший военный, Аньелли любил порядок и дисциплину. Побывав на заводах Генри Форда в Америки, итальянец так проникся идеей разделения труда и конвейерной сборки, что по возвращению распорядился установить конвейер на своем заводе — для Европы это была неслыханная новинка.
Несмотря на то, что компания часто слышит упреки в том, что по качеству и надежности автомобили марки FIAT заметно уступают конкурентам, именно ей 12 раз доставалась международная награда “Европейский автомобиль года”. Кроме того, компании сегодня принадлежат престижные марки Maserati и Alfa Romeo, а в секторе коммерческого автотранспорта FIAT занимает очень прочные позиции. Даже если вы не фанат марки FIAT, заглянуть в туринский Музей автомобилей крайне любопытно.
Тойота-Сити, Япония
Нередко компании получают свое название по месту рождения, но в случае с Toyota Motor Corporation все наоборот — город Коромо стал называться Тойота, потому что здесь находятся штаб-квартира и 7 из 12 заводов автогиганта.
История одного из крупнейших автоконцернов началась с производства автоматизированных ткацких станков. В 1929 году основатель компании Киитиро Тоёда побывал в США и Европе, познакомился с тамошним автопромом и решил применить на практики полученный опыт. Дело пошло, но наступила война, и пришлось переключиться на производство грузовиков.
Зато в послевоенное время японцы с присущим им трудолюбием взялись за разработку легковых автомобилей и добились небывалых успехов. Автомобили марки Toyota популярны во всем мире, а с 1997 году компания одной из первых взялась за создание гибридных авто и самой первой, поставившей производство таких машин на поток.
Как и положено большой и солидной компании, Toyota имеет свой музей, расположенный в городе Нагоя. В музее, помимо родной марки, собраны ретро-автомобили других производителей: на Востоке ценят традиции и уважают предков.