Лхаса, Тибет, Китай
Тибет — одно из самых притягательных и загадочных мест на Земле: крутые склоны «крыши мира» пытаются покорять альпинисты, паломники стремятся прикоснуться к буддийским святыням, а тысячи туристов и просто любопытных приезжают сюда, чтобы познакомиться с тибетской культурой. На высоте 3650 м располагается «духовный центр» Тибета – Лхаса, где начиная с 17 века жили, сменяя друг друга, духовные лидеры буддистов – Далай-ламы, за исключением последнего, который был вынужден бежать в Индию.
У Далай-лам в Лхасе было две резиденции – зимняя и летняя. Особенной пышностью отличается зимняя — Потала, состоящая из Белого и Красного дворцов. Еще совсем недавно обычным людям было запрещено входить внутрь. Однако теперь каждый может увидеть, в какой обстановке жили некогда высшие духовные лица: в бесконечный поток сливаются перед глазами сотни помещений, тысячи статуй, древние книги, вековые ритуальные сосуды, роскошные усыпальницы.
Главная же святыня Лхасы – храм Джокханг. По легенде, он был построен на месте озера, где обитала демоница. Для того чтобы лишить ее власти, озеро иссушили, и возвели храм, где теперь хранится особо почитаемая статуя Будды Шакьямуни в человеческий рост.
Вся Лхаса опутана гирляндами разноцветных молитвенных флажков. Это большой и оживленный город, где на рынках царит сутолока, а бабушки-тибетки в полосатых передниках продают бесчисленные сувениры и экзотичную местную еду. И, конечно, повсюду в городе паломники, которые обходят храмы, читая мантры и вращая молитвенные барабанчики. То и дело они опускаются на землю, касаясь ее всем телом — это полный поклон, простирание. Многие из них стремятся совершить до нескольких сотен простираний в день. Некоторые даже обходят таким образом вокруг всей Лхасы!
Амритсар, Индия
Амритсар – главный город последователей сикхизма, религии, появившейся в Индии в 16 веке. Сихки верят в единого Бога, проповедуют равенство всех людей независимо от национальности, пола и происхождения и поклоняются Богу с помощью медитации и пения молитв.
Амритсару более 400 лет, его название означает «озеро амриты» — напитка, дарующего бессмертие. Главный культовый центр всех сикхов – Золотой храм (Харимандир Сахиб), его величественное здание, покрытое золотом, стоит в центре священного озера. На берегах озера устроены купальни и повсюду видны верующие в чалмах, совершающие омовение, – считается, что эта вода дарит просветление.
Зайти в храм может каждый – перед этим нужно покрыть голову и снять обувь. Внутри Золотого храма на пьедестале, украшенном драгоценными камнями, хранится Ади Грантх, священная книга сикхов, которая содержит более 3 тысяч стихов и религиозных гимнов. К Ади Грантх относятся с великим почтением, считая ее живым гуру. Каждый день книгу торжественно обносят вокруг храма. Сам храм закрывается только на ночь, поэтому в течение дня слово гуру звучит в храме непрерывно: книгу постоянно кто-то читает вслух и обмахивает ее опахалом – так обходятся в Индии с особо уважаемым человеком.
На выходе из храма вас обязательно угостят прасадом – сладкой кашей, поданной на зеленом листе. Ни один гость не остается здесь без еды — рядом с храмом находится столовая, где можно бесплатно пообедать рисом и лепешками.
Гора Фудзи, Япония
На протяжении столетий гору Фудзи воспевали в стихах и запечатлевали на полотнах. Самая высокая гора в стране (почти 4 тысячи метров), идеально симметричная Фудзи-сан издавна считалась японцами символом совершенства и обителью богов. На самом деле Фудзи – это еще и спящий вулкан, последний раз он извергался около трехсот лет назад.
На вершине горы, у самого кратера, находится святилище синто, религии японцев. Согласно синто, у всего в природе, в том числе и у гор, есть ками – духовная сущность. На протяжении многих веков восхождение на Фудзи для поклонения ее ками было привилегией лишь священнослужителей и паломников, а женщин туда допустили только в 19 веке.
Дорога состоит из 9 станций, у подножья горы можно купить необходимые для восхождения атрибуты – шляпу и посох, на котором ставится отметка после прохождения каждой станции. Если раньше дорога до святилища могла занимать несколько дней, сегодня половину пути можно проделать на автобусе. Паломничество совершается в строго определенное время, с 1 июля по 31 августа, поэтому к вершине всегда отправляется совершенно пестрая компания из паломников – от детей до стариков – и множества туристов с фотоаппаратами.
Харидвар, Индия
Харидвар — один из семи священных индийских городов и самый северный из них. Его название означается «врата бога» — именно здесь, Ганга, спустившись со склонов Гималаев, начинает течь по равнине, в мире людей. По легенде, когда-то, во время борьбы богов и демонов-асуров, на землю случайно пролились капли нектара бессмертия. Они попали на территорию Харидвара и 3 других городов. Поэтому раз в 4 года в Харидваре празднуется самый масштабный праздник в Индии – Кумбха-Мела.
Над Харидваром возвышается грандиозная статуя Шивы с огромным трезубцем. Однако у города нет главного божества и величественного храма в его честь. Верховное божество здесь – сама река, священная Ганга. Поэтому и центральное место в городе это — гхаты, ступени ведущие к реке. Почитатели как Вишну, так и Шивы прибывают сюда, чтобы совершить омовение в водах Ганги – считается, что она исцеляет и очищает. Ганг здесь быстрый, а погружаться положено с головой, поэтому для совершающих омовение на гхатах предусмотрены поручни и цепи.
Центральный гхат Харидвара – Хаар ки Паури. Считается, что на поверхности ступеней, которая находится под водой, до сих пор сохранились следы Вишну. Каждый вечер гхаты наполняются сотнями людей — начинается церемония огненного подношения реке.
Храмов в городе множество, и самый известный из них храм богини Манса Деви, покровительнице змей. Он стоит на вершине горы, поэтому добраться до него можно на подъемнике, попутно полюбовавшись видами Ганга. Кроме главного алтаря Манса Деви, в храме десятки алтарей других божеств. Всем им можно принести подношение – цветы, рис, ленточки – наборы для подношений продают прямо здесь же, в храме.
Боробудур, Ява, Индонезия
Еще 200 лет назад Боробудур, крупнейший буддийский храм в мире, был в буквальном смысле был затерян в джунглях. Храм был построен в 9 веке, но уже через 2 столетия его засыпало пеплом после извержения вулкана Мерапи, а затем с упадком буддизма на Яве он и вовсе был заброшен. Только в начале 19 века европейские колонизаторы обнаружили его в зарослях джунглей.
У храма – 3 уровня, каждый из которых символизирует определенную часть вселенной. Чтобы достичь вершины, нужно пройти все уровни, непременно по часовой стрелке. Самая нижняя часть храма — мир желаний – находится под землей, поэтому паломники начинают путь со среднего уровня – материального мира. Дорогу скрашивают тысячи барельефов, на которых изображены сцены из жизни Будды Гаутамы и других бодхисатв. Впрочем, сегодня многие туристы укорачивают путь, поднимаясь по каменным лестницам по сторонам храма. Самый верхний ярус храма — мир совершенства. Здесь находится огромная ступа в виде колокола, окруженная 72 ступами меньшего размера, каждая со статуей Будды внутри.
По вечерам здесь часто устраивают театральные представления. А раз в году в Боробудуре проходят масштабный праздник Весак – торжества в честь дня рождения Будды.
Ангкор Ват, Камбоджа
Ангкор Ват по праву считают символом Камбоджи – его даже изображают на национальном флаге страны. Более того, это самый крупный храмовый комплекс во всем мире. Ангкор был столицей империи могущественной кхмеров, которая исчезла к 16 веку. Ангкор Ват, построенный в 12 веке как королевский храм, символизировал гору Меру, обитель богов, и был посвящен Шиве. Со временем в этих краях стал господствовать буддизм, и Ангкор Ват стал буддийским святилищем. С упадком кхмерской империи город, подобно Боробудуру, исчез в джунглях, и был обнаружен только в середине 19 века.
Ангкор Ват состоит из 5 главных и множества второстепенных храмов, окруженных широким рвом. Все стены покрыты искусными рельефами со сценами из Рамаяны и Махабхараты, сюжетами из индийской мифологии. Причем в храмах множество женских изображений – это апсары – танцующие богини.
Многие скульптуры обезглавлены, а на стенах храмов видны следы пуль. Это свидетельства гражданской войны, когда храмы были оккупированы и разграблены «красными кхмерами», которые призывали искоренять религию во всех ее проявлениях. Тем не менее, сегодня Ангкор Ват по-прежнему остается величественным «городом-храмом», каким он был на протяжении почти тысячи лет.